Одна из форм искусства, в которой художник не стремится воспроизвести окружающий мир.
Художник-абстракционист, напротив, старается удалиться, отвлечься от реального мира. Поэтому слово «абстракция» применяется к любому произведению, которое не изображает узнаваемые объекты.
АВАНГАРДИЗМ (от французского avant-gard - передний край, передовой отряд), авангард - понятие, объединяющее экспериментальные, подчеркнуто необычные начинания, поиски в искусстве XX в. На разных исторических этапах первооткрывателями выступали сменявшие друг друга авангардные направления.
В начале XX в. - возникшие тогда фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм.
Термины, применяемые по отношению к цивилизациям Древней Греции и Рима, а также к их влиянию на последующее искусство.
Хотя в большинстве случаев они взаимозаменяемы, есть все-таки небольшая разница в употреблении этих двух терминов.
В первой половине XIX в. группа французских художников часто работала близ небольшой деревни Барбизон в шестидесяти километрах к юго-западу от Парижа у окраины леса Фонтенбло.
Художники-барбизонцы работали преимущественно в жанре пейзажа (см. «Пейзаж»).
Своего наивысшего расцвета стиль барокко достиг в начале XVII в. в Риме, откуда он затем распространился по всей Европе и просуществовал вплоть до XVIII в.
Название стиля происходит от итальянского слова «Багоссо» - причудливый или потешный. Искусство барокко легко отличить по его декоративной пышности, избыточному драматизму, совмещению реальности и иллюзии, а также открытому эмоциональному обращению к зрителю.
От английского «body art» - искусство тела. Авангардистское направление, возникшее в 1960 гг.
Представители боди-арта использовали свое тело как материал и объект творчества, прибегая к разнообразным, часто болезненным манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, раскрашивали их, надрезали, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы и т.п.
ВЕДУТА (итал. «veduta», букв. - увиденная) - пейзаж, документально точно изображающий вид определенной местности или города.
Термин сложился в XVIII в. (когда для воспроизведения видов использовалась камера-обскура).
XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Его характерные черты - бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы.
Господствующий стиль средневековья (в период приблизительно с 1150 по 1500 гг.), готика была стилем великих соборов Европы. Созданные алтарные композиции завершали изысканные зубчатые творения, которые повторяли архитектуру соборов.
Готическая живопись и скульптура отличаются удлиненными пропорциями фигур и подчиняются строгому канону. Попытки изображения трехмерного пространства в живописи крайне редки.
Гравюрой называют изображение, которое получено при помощи печати. То есть на доску или пластину наносится рельефный рисунок (выпуклый), который затем покрывают краской, чтобы получить с него изображение (оттиск). Под искусством гравюры часто подразумевают создание художественного изображения при помощи гравирования.
Греческое grafo - пишу, черчу, рисую - означает вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюра, литография).
Графика основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске (преимущественно черно-белых) линий, штрихов и пятен, наносимых различными способами на поверхность листа бумаги, определяющего размер и формат композиции, ее фон (нередко цветной).
Название Дада в переводе с французского - конёк, деревянная лошадка, детский лепет. Само название направления изначально бессмысленно и являет собой движение-протест против всего предшествующего искусства.
Однажды великий испанский художник Пабло Пикассо, посещая выставку детского творчества, заметил: «В четырнадцать лет я рисовал, как Рафаэль, но рисовать так, как это делаете вы, мне понадобилась целая жизнь». Что он хотел сказать этой фразой? А то, что ваш внутренний мир гораздо богаче взрослого, к тому же ваше творчество обладает высокой степенью искренности.
Жорж Сера (1859-1891) стал родоначальником «научного» импрессионизма. Этот молодой живописец, учившийся в Школе изящных искусств в Париже, был страстным поклонником теории. Он поставил себе задачу - научно обосновать достижения импрессионизма, сделать живопись математически точной, независимой от инстинкта, ощущений, случайных удач и неудач.
Вы, конечно, помните картину Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу». Но известно ли вам, что медведей на этой картине рисовал не он, а совершенно другой художник. Так вот художники, которые специализируются на изображении животных, называются анималистами. Поэтому тот же Шишкин и воспользовался услугами другого художника, которому изображение животных удавалось лучше. В переводе с латинского «anima» означает животное.
В переводе с французского «batalie» означает битва.
Жанр изобразительного искусства, называемый «батальным», непосредственно связан с изображением битв, военных походов, ратных подвигов, разнообразных боевых действий и эпизодов военной жизни.
Живопись, изображающая сцены повседневной жизни, а не сюжеты из классической мифологии или Священной истории.
Слова «жанр», «жанровый» нередко означают бытовой жанр и его специфические качества: дух повседневного обихода, строя обыденной жизни.
Происходит от греческого слова «mythos», что обозначает предание. Жанр посвящен героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов.
Творчество, связанное с мифами, известно с глубокой древности, еще в эпоху первобытного искусства древний человек пытался запечатлеть изображения героев легенд и преданий своего народа.
Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая природа». Натюрморт в живописи - это изображение предметов обихода, цветов, битой дичи и других мертвых объектов.
Так почему же так много жизни в этих «мертвых» объектах и мертвы ли они на картинах художников? Конечно, нет!
Ленардо да Винчи в своем «Трактате о живописи», вспоминая время обучения у Андреа Веррокьо, пишет: «Наш Боттичелли относился чрезвычайно несерьёзно к пейзажу. Если бросить, - говорил он, - об стенку губку полную разных красок, она оставит на стене пятно, в котором будет отличный пейзаж». Естественно, Леонардо не мог разделять таких взглядов, пускай даже немного шуточных.
Итальянский живописец Тициан, творивший в XVI в., для просушки живописи выставлял ее на солнечный свет. Так им был выставлен портрет папы Павла III, и прохожие принимали его за живого.
Что же прежде всего нас интересует в портретах? Внешнее сходство? Не только. Портрет - это еще и взгляд художника, его чувства по отношению к портретируемому.
Древнерусская икона, воплощающая идею Бога, является одновременно святыней и примером живописи, передающей не земную, а божественную красоту.
Цвет икон условен и декоративен. Назначение иконы передавать не реальность, а божественную идею, в которой живопись искала идеал. На Руси искусство иконописи, изначально связанное с византийской традицией, достигло в XII - XVI вв. высочайшего художественного качества, стилевого и композиционного многообразия.
Во второй половине позапрошлого века (начало 60-х гг.) во Франции начала работать группа молодых художников. Художники сделали правилом для себя писать не в мастерской, а под открытым небом: на берегу реки, в поле, в лесу - этот живописный прием называется пленэром, что буквально означает - открытый воздух.
Художественное направление в западноевропейской живописи XVII в. Этим термином называют многочисленную группу как итальянских живописцев, так и мастеров других европейских школ, выступивших последователями реалистических принципов творчества Микеланджело да Караваджо (1573- 1610), но воспринявших в его искусстве прежде всего сюжетные бытовые мотивы (музицирование, игра в карты и кости и т. д.), интерес к простонародной натуре, композиционные принципы крупнофигурных жанровых и евангельских сцен, живописные приемы, основанные на принципе «погребного» освещения, создающего напряженность и резкость световых контрастов.
КЛАССИЦИЗМ (от латинского classicus - образцовый). Стиль и направление в европейском искусстве XVII - нач. XIX вв.
Классицизм обратился к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для искусства классицизма были важны нравственные конфликты: чувства и долга, идеала и реальности, личности и общества и др.
От французского cube - куб. Направление во французском искусстве 1900-1910 гг. Его основатели и крупнейшие представители Пабло Пикассо и Жорж Брак. Кубисты во многом опирались на творчество Поля Сезанна, который предлагал трактовать природу «...в форме шара, конуса, цилиндра...»(см. «Постимпрессионизм»).
От греческого «lito» - камень и «grapho» - пишу.
Способ печатания, при котором рисунок наносят на плоскую поверхность специального камня, обычно известняка, жирным веществом, например, тушью, а пробельные участки увлажняют и делают таким образом невосприимчивыми к краске.
Название происходит от липового лубка, излюбленного материала народного искусства.
Лубок - произведение народной графики (как правило, печатное), отличающееся простотой и доходчивостью образа и предназначенное для распространения в народных массах. Лубки, выполнявшиеся безымянными художниками-самоучками, печатались на отдельных листах во многих экземплярах в сопровождении пояснительных надписей.
Начало XX в. в России - это появление «Мира искусства». «Мир искусства» - не просто объединение художников, но и название журнала и проводимых им выставок. Его художникам, петербуржцам по рождению, энциклопедистам и историкам по складу воспитания и прекрасному образованию, была свойственна виртуозная культура свободных стилизаций, абсолютно оригинальная трактовка старины.
В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.
Направление абстрактного искусства, получившее развитие в 1960-е годы.
Опарт (сокращение от английского Optical Art - оптическое искусство) построен на эффектах обмана зрения. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать.
ПАРСУНА (искажение слова «персона», от лат. persona - личность) - название произведений русской, украинской, белорусской портретной живописи 2-й пол. XVI - XVII вв.
Парсуны лишь условно передавали портретное сходство, по стилистическим же особенностям были тесно связаны с иконописью, сохраняли идеальность и каноничность образов, плоскостное узорное письмо.
История русского изобразительного искусства последней трети XIX в. неразрывно связана с именами художников - членов Товарищества передвижных художественных выставок. Его возникновению предшествовал опыт первой в русском искусстве демократической организации - Артели художников.
В 1886 г. в Париже состоялась последняя, восьмая выставка импрессионистов. Подобно предыдущим выставкам она вызвала ярость публики, глумление газет и журналов. Но не это послужило главной причиной распада движения импрессионистов. Менялась сама действительность, менялось восприятие художниками окружающего мира.
В истории художественной культуры человечества есть поистине непреходящие ценности, которые с каждым поколением людей обретают новую жизнь. К ним принадлежит наследие реалистического изобразительного искусства, как классиков, так и наших современников. Реализм-это свойство искусства воспроизводить истину действительности.
Легкий, игривый и декоративный стиль, возникший во Франции около 1700 г. и распространившийся в XVIIIв. по всей Европе.
Название произошло от французского слова rococo (rocaile), что обозначает причудливые украшения в виде раковин, которыми любили декорировать фонтаны и гроты. Будучи по преимуществу стилем внутреннего убранства, рококо отличается грацией, изысканностью и пастельной палитрой.
Господствующее направление в искусстве Северной Европы и США в конце ХVIII - начале XIX вв. Проявления романтизма настолько разнообразны, что невозможно дать ему единого определения.
Романтики подвергли сомнению ценность точных наук и раскрыли роль личности и индивидуального воображения. Их произведения часто передают возвышенные чувства, такие как ужас, отчаяние, торжество и истинную любовь.
Литературное и художественное течение, существовавшее во Франции в конце ХIХ в.
Художники-символисты отрицали реализм и считали, что живопись должна воссоздавать мысли и состояния души, а не просто фиксировать предметы видимого мира.
Сюрреализм возник во Франции в 1920-е годы. Говоря словами его главного теоретика, писателя Андре Бретона, целью этого направления в живописи было «...разрешить существовавшие доныне противоречия между мечтой и реальностью».
В 1905 г. на выставке в Париже были показаны полотна, написанные пронзительно чистыми, резко контрастными цветами. Они производили впечатление огромной энергии и страсти.
Некий критик заклеймил создателей этих картин словом les fauves, означающем по-французски «дикие звери», и название так и закрепилось за ними.