Требования к результатам освоения курса биологии
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов;
реализацию этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализацию установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать. наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения. структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Требования к предметным результатам освоения углублённого курса биологии должны включать требования к результатам освоения базового курса, а именно:
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира: понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач:
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции: уверенное пользование биологической терминологией и символикой:
владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений: выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи:
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Требования к предметным результатам освоения углублённого курса биологии должны дополнительно отражать:
сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях:
сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений: прогнозировать последствия значимых биологических исследований:
владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере: проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования:
владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата:
сформированность убеждённости в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.
Общие методические указания
Современная биология — сложнейшая дисциплина. Её сложность заключается не только в огромном количестве фактического материала, но и в том. что функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также способами хранения. передачи и реализации информации. Оперирование огромными объёмами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров с собственными носителями данных, языками программирования и переключением программ.
Понимание учащимися сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение её возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики. Чтобы донести до учащихся эту мысль, на одном из уроков можно провести сравнение научного метода познания живой природы и ненаучных способов отражения действительности (например, искусства). При этом следует объяснить, что эти два способа познания мира не исключают и не заменяют, а дополняют друг друга. Следует чётко понимать, что предметом естественных наук является умопостигаемое. тогда как содержание произведений искусства постигается эмоциями. Необходимо также обратить внимание учащихся на то. что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.
Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как урок-лекция, урок-практикум, проведение семинаров. конференций и дискуссий, зачётных и контрольных работ.
Уроки-лекции проводят с целью формирования общих теоретических знаний. Чтобы лекция на уроке оказалась эффективной, учителю необходимо предусмотреть в её структуре смену учебной деятельности для предупреждения усталости школьников (например. элементы беседы, видеофрагменты и др.).
На уроках-семинарах происходит коллективное обсуждение предложенных учебных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя. Семинарскому занятию предшествует длительная подготовка. Предварительно разрабатывается план занятия, составляется список обязательной и дополнительной литературы, перечень необходимых учебных средств, намечается сценарий работы каждого ученика и класса в целом, проводятся консультации в урочное и внеурочное время. В итоге урок-семинар обеспечивает глубокую проработку учебного материала, способствует формированию умений самостоятельно работать с различными источниками информации. отбирать необходимый материал, систематизировать его в соответствии с логикой поставленных вопросов, выступать перед аудиторией на заданную тему, аргументированно формулировать, излагать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Урок-конференцию целесообразно планировать по завершении изучения темы курса в качестве итогового занятия. Кроме конференций, посвященных научным проблемам, рекомендуется проведение конференций (возможно, совместно с преподавателями истории), посвященных истории науки и великим учёным. Желательно обсудить судьбу биологических наук в России, сессию ВАСХНиЛ 1948 г.. роль Т. Д. Лысенко.
Конечно, главный помощник учителя — это учебник. При организации работы учащихся с учебником учитель может использовать следующие методические приёмы:
составление плана прочитанного текста (цитатный план складывается из кратких высказываний, наиболее точно отражающих смысл и содержание отдельных блоков текста: тезисный план требует неоднократного прочтения и осмысления текста):
конспектирование (выделение основных положений в строгой последовательности, отражающей логику прочитанного);
рецензирование учебной книги (позволяет совершенствовать мыслительную деятельность учащихся, научить их критически подходить к анализируемым фактам, событиям и явлениям);
выполнение заданий различной степени сложности при работе с текстом учебника (позволяет внедрить в учебный процесс дифференцированный подход и вовпечь в активную деятельность весь класс):
словарную работу (проводится в письменной или устной форме и позволяет учителю решить задачу формирования основных понятий изучаемого материала).
Описания лабораторных и практических работ, темы которых приводятся в пособии, даны в «Практикуме по общей биологии», входящем в учебно-методический комплект. Из приводимых тем лабораторных и практических работ учитель может выбирать те. для проведения которых есть соответствующие условия в классе.