В физическом воспитании прикладная гимнастика занимает одно из ведущих мест, так как с помощью гимнастических упражнений успешно решаются задачи общей и специальной физической подготовки практически по всем учебным программам.
Средствами, которые используются в прикладной гимнастике, являются общеразвивающие и специальные упражнения без предметов и с предметами, на снарядах, тренажерах и т.д. Они выполняются из различных статических положений, на месте и в движении, самостоятельно и в парах, шеренгах, колоннах, при групповом взаимодействии команд, сформированных в процессе занятий, а также методом круговой тренировки.
Примерный перечень гимнастических упражнений приведен ниже.
Строевые и порядковые упражнения, перестроения и различные виды маршировки.
Общеразвивающие упражнения, выполняемые без предметов и с предметами, а также на гимнастической скамейке и стенке.
Комплексы утренней, производственной, художественной, ритмической, а также атлетической гимнастики, выполняемые без предметов и с предметами: палками, обручами, лентами, набивными мячами, гантелями, гирями, эспандерами, эластичными резиновыми бинтами и т.д.Упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь, козел, бревно).
Упражнения на тренажерах и приспособлениях, применяемых в индивидуальной подготовке.
Непосредственно прикладные упражнения: бег в комбинации с прыжками, лазанием, переноской груза, партнера, упражнения в равновесии и др.
Упражнения на специализированных полосах препятствий, включающих лестницы, канаты, шесты, рукоходы, бумы, скамейки, лабиринты и т.д.
К сожалению, соревновательно-игровой метод в гимнастике не получил широкого распространения из-за того, что его по традиции считают методом в основном неигровых видов спорта. Однако играть или соревноваться в гимнастике можно так же успешно, как и в игровых видах физической подготовки. Суть метода - прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победу или возможно более высокое достижение как отдельных учащихся, так и команд. Например, чтобы повысить заинтересованность учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений, можно выполнять их в соревновательно-игровой обстановке. Разделив группу или класс на отдельные команды, преподаватель может проводить соревнования в лучшем исполнении этих упражнений, а учащиеся при этом могут давать оценку друг другу. Соревнование может проходить в параллельных колоннах или шеренгах как с выбыванием участников, нарушивших строй либо допустивших ошибки, так и без выбывания, но с получением штрафных очков.
Чтобы повысить внимание, в начале урока можно провести игру, в которой участники должны выполнять строевые команды преподавателя, когда команду предваряет жест (например, поднятие руки).
При выполнении общеразвивающих упражнений команды могут бороться за выполнение большего количества упражнений (на месте или в движении) за определенный промежуток времени. Например, кто раньше выполнит 10 наклонов, отжиманий, приседаний, какая команда в сумме выполнит больше наклонов, отжиманий и т.д. Соревноваться могут отдельные пары учеников или группы в полном составе. Обще- развивающие упражнения могут быть включены в эстафеты. Например, после передвижения на одной, двух ногах через определенное количество шагов ученики должны выполнять какие-либо упражнения без нарастающего итога и с нарастающим итогом, после чего могут передвигаться к своей колонне, передавая эстафету следующему участнику.
При выполнении любых комплексов команды борются за качество и синхронность выполнения. Если позволяет место, то команды могут соревноваться одновременно, а оценивать их могут сами учащиеся, привлеченные к судейству. При выполнении упражнений на снарядах в соревнование можно и нужно включать как выполнение самого упражнения, так и подход и отход от снаряда.
В заключительной части урока помимо подвижных игр эффективно применение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением.