Включение в уроки плавания соревновательно-игровых заданий не только повышает интерес учащихся к занятиям, но и создает предпосылки для сознательного, а значит, и более качественного усвоения программного материала.
При работе с новичками можно широко использовать соревновательные упражнения, которые выполняются при фронтальном расположении учащихся. По сигналу преподавателя учащиеся все вместе или последовательно один за другим выполняют задание. Например, кто больше может задержаться в положении «поплавок», «крест» либо поработать ногами в скольжении кролем на груди и спине. В конце основной части занятий рекомендуются подвижные игры и разнообразные эстафеты игрового характера.
На стадии совершенствования среди научившихся плавать большим успехом пользуются эстафеты на отдельных отрезках различными стилями плавания, подвижные игры с элементами ныряния и преодоления дополнительных препятствий, подвижные игры с мячом.
После предварительного ознакомления с содержанием соревновательно-игрового задания, выполняемого на воде, преподаватель организует учащихся, учитывая местные условия. Место преподавателя должно быть выбрано с учетом наилучшего обозрения и возможности руководить соревновательно-игровой деятельностью. Судьями и помощниками назначаются учащиеся, умеющие хорошо плавать, готовые в случае необходимости оказать первую помощь другим.
После проведения соревновательно-игровых упражнений преподаватель подводит итоги, объявляет результаты и победителей, отмечает правильное освоение техники плавания.
Приведенные ниже упражнения и подвижные игры можно подразделить следующим образом: упражнения, связанные с освоением водной среды; упражнения, способствующие закреплению плавательных движений; упражнения для совершенствования техники плавания различными стилями; упражнения, развивающие физические качества в условиях сопротивления водной среды; упражнения, развивающие групповые и коллективные воздействия и противодействия в водной среде.