Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский)

 

Для каждого человека понятие родины — это нечто своё, родное. Но не каждый относится к ней как неотъ­емлемой частичке своего «я». Не каждый является па­триотом своей страны, готовым отдать всего себя на её благо.

Что же такое патриотизм? Эту проблему поднима­ют многие российские писатели, потому что этот нрав­ственный вопрос относится к категории вечных. Над этим задумывались и Г. Гегель, и И. Гёте, и Ж. Санд. Особенно остро воспринимали эту проблему классики русской литературы, критики и философы. В. Г. Бе­линский писал: «Всякая благородная личность глубо­ко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством».

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Загадочная русская душа... а в чём она, твоя загадка?» (Б. Першуткин)

 

С детских лет мы помним героя А. Гайдара из его «Сказки про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твёрдое слово», который под страшными пытка­ми не выдал врагам военной тайны, помним, что тогда уже осознавали загадочность, стойкость и силу харак­тера русского человека. Этот характер удивлял и про­должает удивлять народы и правительства всего мира.

А ведь сила и красота характера нашего народа про­являются, прежде всего, в преданной любви к своей земле. Русский человек по своей природе всегда отли­чался преданностью и чистотой души, честностью по­ступков, искренностью помыслов. Эти качества можно обнаружить в героях произведений многих писателей. Вспоминаются слова Ф. Тютчева: «Умом Россию не по­нять, / Аршином общим не измерить: / У ней особен­ная стать — / В Россию можно только верить».

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Для человека нет блаженства в безнравственности; в нравственности и добродетели только и достигает он высшего блаженства» (А. Герцен)

 

Человек — существо социальное, и, живя в обще­стве, он руководствуется его принципами. Ещё в Еван­гелии записано: «Не убий», «Не укради», «Возлюби ближнего своего» и др. Однако не каждый человек руководствуется этими заповедями. Наверное, поэ­тому и волнует этот вопрос многих людей, думающих не только о своём быте, о своём маленьком мирке.

Что же такое нравственность? Под нравствен­ностью принято понимать систему моральных пра­вил поведения личности, прежде всего отвечающую на вопрос: что есть хорошо, а что плохо, что есть до­бро, а что зло. Именно таких правил придерживается Петруша Гринёв в повести А. Пушкина «Капитанская дочка», с детства впитавший высокие моральные каче­ства, живущий по ним, ставящий честь превыше всех опасностей. Даже угроза жизни не остановила его. Возмущённый наговором Швабрина на Машу, Гринёв вызывает Швабрина на дуэль, ведь не мог Пётр отой­ти от своих нравственных принципов, забыть о чести, гордости и достоинстве.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Главное — это сохранить душевное равновесие и позитивный взгляд на мир» (С. Лукьяненко)

 

В жизни иногда человек попадает в такие обстоя­тельства или тяжёлые ситуации, когда он поддаётся негативному настроению, перестаёт верить в завтраш­ний день, в то, что жизнь прекрасна и удивительна, что жизнь, несмотря ни на что, приносит и радость, и счастье. Это безвыходное состояние может привести к стрессу, отчаянию, потере душевного равновесия.

В такой ситуации не каждый человек способен най­ти в себе силы сохранить человеческое достоинство, спокойствие и надежду. Что же или кто может помочь людям найти себя в этом водовороте жизни? Мы встре­чаем такие примеры и ищем ответы во многих произ­ведениях русских писателей.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Память и совесть всегда расходились и будут расходиться в том, следует ли прощать обиды» (Дж. Галифакс)

 

Есть люди, умеющие легко забывать и прощать обиды. Однако модное сейчас слово толерантность не всегда уместно, особенно если речь идёт о вещах принципиальных. И в этом случае подставлять другую щёку — это просто глупо и недостойно.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал не­довольство или оскорбления со стороны других людей. В такие минуты трудно понять и простить обидчика. Именно эту проблему обиды и прощения поднимает великий писатель Л. Толстой в романе «Война и мир», когда прорисовывает характер Андрея Болконского, пришедшего к всепониманию.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное» (Ф. Достоевский)

 

Культура человечества — это сложное и многогран­ное явление, а книги и литература являются её не­отъемлемой частью. Можем ли мы представить мир, не сохранивший и не заботящийся о сохранении куль­турных богатств? Конечно нет. Без книг, без культур­ных ценностей наступает хаос и моральное разложе­ние человека.

Мы впервые знакомимся с книгой, когда мама или папа читают нам сказки, затем учимся произно­сить первые слова по букварю. С самого детства книги ведут нас по жизни, открывая на своих страницах не­обыкновенные и неизведанные миры и тайны мирозда­ния, поднимая важные нравственные проблемы, пред­лагая модели поведения в реальной жизни и приобщая нас к сохранённому в книгах опыту многих поколе­ний, как это делали писатели В. Астафьев, В. Распу­тин, Ч. Айтматов, Б. Васильев и другие.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. Пушкин)

 

Война! За этим словом, всего лишь за нескольки­ми буквами скрывается море крови, слёз, страданий, боли, а главное за ним скрывается смерть дорогих нашему сердцу людей. Годы Великой Отечественной войны в нашей стране не забудутся никогда. 1941— 1945 года — это страшное время, когда смерть стучала в каждый дом, когда воевали все: от мала до велика.

Для всех народов война — великое испытание, в ней проявляются все главные человеческие каче­ства: чувство долга, верность слову, мужество и отва­га, честь, достоинство и любовь. Война — это событие, измеряющее человеческие ценности.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Да разве об этом расскажешь — В какие ты годы жила!» (М. Исаковский)

 

Нельзя придумать ничего более абсурдного и несо­вместимого, чем сочетание слов «женщина» и «война». Однако жизнь способна задавать такие задачи, которые кажутся невозможными, нереальными. И подобное со­четание оказывается реальным в действительно жесто­ком мире.

Слова писателя Ф. А. Абрамова о «русской бабе», которая внесла неоценимый вклад в нашу побе­ду, а именно «своей сверхчеловеческой работой», на первый взгляд, кажутся грубоватыми и жёстки­ми, но ведь эта жёсткость и есть истина. И если реаль­ность жестока, то как же можно смягчать её словами? Если женщина наравне с мужчинами идёт на бой, тер­пит лишения и жертвует своей жизнью, это уже про­тиворечит её женской природе, созданной для жизни, для её продолжения.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» (И. Кант)

 

Сколько существует человек, столько существует проблема взаимоотношений или проблема общения. Она связана с взаимопониманием, умением слушать со­беседника, с желанием разделять его чувства и эмоции.

Именно эта проблема выдвигается на первый план, когда человек вступает во взрослую жизнь и перед ним открывается мир, не всегда добрый, не всегда откры­тый. В нём нужно уметь принимать решения, отстаи­вать свою позицию, добиваться результата и научить­ся правильно общаться с людьми. И всё-таки общение людей будет полным и правильным, только если оно будет строиться на принципах искренности, взаимно­сти и открытости.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Всегда на земле и при всех поколениях Были и лужицы, и моря» (Э. Асадов)

 

За весь период существования человечества, навер­ное, не было такого человека, которого бы не косну­лась проблема «отцов» и «детей».

Проблема поколений — одна из самых важных тем, которые затрагивали писатели разных эпох в отечествен­ной или мировой литературе. Ведь каждый человек име­ет собственные моральные принципы и устои, которые впитываются им одновременно со своим поколением и формируются благодаря этому поколению. Поэтому-то и пошатнуть эти принципы очень сложно: они росли вместе с человеком и теперь неотделимы от него.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Родительская, чистая, святая Любовь, с которой нам всегда светло» (А. Амбарцумова)

 

Любовь сопровождает нас с момента рождения и до последних шагов по жизненному пути. Это любовь к матери, любимому человеку, к близким, к родине и краю, в котором ты родился, но любовь матери к сво­ему ребёнку отличается такой самоотверженной си­лой, что не поддаётся ни разуму, ни инстинкту, ни на­учным расчётам.

Так что же такое родительская любовь? В литера­туре можно найти множество примеров такой любви, безмерной, бесконечной и всепрощающей. Да, неко­торые называют её слепой любовью, подразумевая под этим почти веру и вселенское прощение за всё, прощение, на которое может быть способна только любящая мать. Доказательство этому мы находим в строчках В. Коротаева:

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Любить — это с радостью откликаться На всё хорошее на земле!» (Э. Асадов)

 

Говорят, что миром движет любовь. Но что же это за сила, что же это за чувство? А ведь ей подчиняют­ся и юноша, и старик, и властитель, и раб. Проблема понимания сущности любви всегда волновала и будет волновать каждого, ведь именно в любви проявляется истинная сущность человека, его душа, стремления, потенциал.

Многие люди рассматривают любовь двояко: любовь-страсть и любовь-нежность. С тревогой многие писатели пишут, что в современной жизни человек вы­нужден бороться и самоутверждаться. Его сильное «я» проявляется и в любви, когда главным в отношениях двоих становятся не чувства, не эмоции, а доказатель­ство успешности, лидерства, силы.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством» (Б. Франклин)

 

Есть люди, вечно куда-то спешащие, путающие, что-то забывающие, а есть — степенные, задумчивые, серьёзные. Чем же обусловлена такая разница в пове­дении и образе жизни этих людей? А ведь это способ­ность распоряжаться и распределять своё время.

Бережное отношение к своему времени кажется, на первый взгляд, чем-то незначительным, неважным, но именно это качество формирует характеры, спо­собные вести народы за собой, покорять миры, летать в космос и совершать великие открытия. В доказатель­ство этому можно привести слова Т. Манна: «Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее».

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Творенье может пережить творца: Творец уйдёт, природой побеждённый» (Микеланджело)

 

Искусство. Мы часто произносим это слово, но не всегда задумываемся над его смыслом, не всегда можем отдать должное тем влюблённым в искусство людям, которые положили свои жизни на алтарь слу­жения прекрасному. В чём же его сила? Как искусство влияет на человека?

Мы знаем много примеров великих художников, которые создавали шедевры, хотя и жили в нищете, известнейших поэтов и писателей, влачивших бедное существование. Возможно, это только потому, что их мысли занимал не драгоценный металл, а потребность и мучительное желание создать что-то прекрасное.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты» (М. Пришвин)

 

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоён.

Ф. Тютчев

Во все времена человек поклонялся матушке-земле с её удивительными полями и лесами, горными вер­шинами и бурлящими водами рек, просторам полей и бесконечному водному пространству океанов и мо­рей. Чем же природа покорила сердце человека? Как она воздействует на его душу?

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «О одиночество, как твой характер крут!..» (Б. Ахмадулина)

 

Иногда случается, что даже в толпе человек чув­ствует себя одиноким. Конечно, для возникнове­ния этого чувства могут быть разные причины: лич­ные, социальные, психологические, но главное — это то, что в такие минуты человек не ощущает никого ря­дом, с кем можно было бы поделиться своими размыш­лениями или своей болью.

Одиночество — это не просто ощущение, что ты остался один, не просто «никого рядом». Это особое психологическое состояние, когда кажется, что рядом нет ни одного единомышленника. Для всех остальных ты — чужой, отщепенец, отшельник.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Деньгами надо управлять, а не служить им» (Сенека)

 

Говорить о деньгах в обществе когда-то было про­сто неприличным, и деньги не напрасно называли «презренный металл». Но и выжить без денег в совре­менном мире достаточно сложно. Для чего же нужны деньги? Какова их роль в жизни общества?

Издавна деньгами служили палочки, деревянные плашки, ракушки и другие предметы. Человек приду­мал этот способ только для того, чтобы уйти от нату­рального обмена продуктами, ведь легче обмениваться условными предметами, чем тащить мешки картош­ки или туши животных. Значит, деньги сами по себе ничего не стоят. Человек сам придумал эту стоимость и сам попал в зависимость от неё.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель)

 

Извечный вопрос «В чём смысл жизни?» на про­тяжении веков заставляет задумываться миллио­ны людей, мучающихся желанием понять, ради чего они пришли на эту землю, для чего им необходимо прожить свою жизнь, к чему стремиться, какие пер­спективы открывать перед собой?

Издавна человек пытался совершить нечто невоз­можное: полететь к звёздам или открыть эликсир мо­лодости, изобрести перпетуум-мобиле или найти фило­софский камень. Человек не сидел сиднем на печи всю свою жизнь, какая-то внутренняя сила толкала его на свершения, на действия, которые могли значитель­но улучшить жизнь, и не только его, могли бы помочь понять смысл его существования.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских» (В. Сухомлинский)

 

Замечаем ли мы в детстве любовь матери? Доро­жим ли такими бесценными минутами, проведёнными вместе с ней? Над этими вопросами размышляли мно­гие выдающиеся писатели: Л. Толстой, А. Пушкин, М. Горький, С. Есенин. Или вспоминаем о ней только тогда, когда нам трудно и одиноко, когда нам хочется вновь почувствовать её искреннюю любовь и безмер­ную заботу?

Эта вечная проблема родителей и детей остаётся актуальной и в наши дни. Мы порой не замечаем ма­теринских стараний и усилий, забываем дать ей тепло, которым она одаривала нас всю жизнь. А ведь она — это самое дорогое, что у нас есть. Именно она постоян­но думает о нас, волнуется и переживает, если с нами происходит что-то неладное. Она всегда готова прийти на помощь, дать совет, она любит нас, несмотря на все ошибки и слабости, и эта любовь самая бескорыстная. Порой мы забываем, что ей тоже нужна наша помощь, что ей тоже нужна любовь, забота и поддержка. Ведь у неё тоже есть или были миллионы несбывшихся на­дежд, планов, в реализации которых просто необходи­ма помощь близких людей.

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Кто доброе сеет — добро его плод, Кто злое посеет — злодейство пожнёт» (Саади)

 

В течение всего своего существования человечество живёт на грани между тёмными и светлыми силами, между добрыми и злыми чувствами. Человек лишь стремится к идеалу, но сам не идеален. Наверное, поэ­тому противоположные понятия добра и зла, нашедшие отражение ещё в шедеврах народного творчества — сказках, исстари волновали лучшие умы человечества.

И несмотря на то, что в жизни не всегда побеждает добро, в душе человека остаётся вера в его всепобежда­ющую силу. Конечно, жизнь не идеальна, зачастую приходится сталкиваться и с несправедливостью, и со злом, но сколько бы людей ни охватило это зло, ка­кую бы силу оно ни приобрело, всё равно вызовет со­противление большинства. Народ не обманешь слад­кими речами и сказками. Он поднимется на борьбу со злом, потому что в народе всегда живы святые истины и стремление к идеалу. Иначе сама жизнь станет про­тивна человеческой природе.

Именно об этом нам говорят поэтические строчки Ю. Шмидта:

Твори добро. Не отвечай на козни Стоящих за твоей спиной врагов. Пойми, мой друг, пока ещё не поздно, Не отвечай потоком бранных слов.

Созвучные идее торжества справедливости и добра стихи Э. Асадова:

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твоё настроенье, Но тысячу раз настроенье других.

Однако добро для каждого человека — это не просто абстрактное понятие, оно всегда направлено на друго­го человека, а значит, каждое доброе дело или добрый поступок сеют семена добра, из которых в дальнейшем прорастут его ростки, и будут они давать всё новые и новые всходы.

Действительно, каким только испытаниям не под­вергался человек, какие только страдания не терпел, а добро, радость и вера всегда помогали вынести все тяготы и лишения. Вспомним только, как много че­ловеческих жизней унесла война, но не озлобила она наш народ, не уничтожила в людях того чувства, ко­торое отличает человека от зверя, не растоптала теп­ло сердец. А ведь сколько злобы выплеснул фашизм на одну только русскую землю? Но невозможно сло­мить свет, невозможно уничтожить человека в челове­ке. Это вечная истина.

Таково мнение и булгаковских Иешуа Га-Ноцри, и Мастера, и Маргариты, ведь они все объединены од­ной идеей — идеей победы добра над злом. У Булгако­ва добро обязательно связано с состраданием и взаимо­помощью, именно оно лежит в основе человеческого бытия. Народная мудрость не раз подтверждала эту истину, выраженную в пословицах и поговорках: «Не хвались серебром, а добром», «Злой плачет от зависти, а добрый от радости», «Добро поощряй, а зло пори­цай!».

Подробнее...

Сочинение-рассуждение на нравственную тему «Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца» (Аврелий Августин)

 

В современном мире, в котором даже духовные цен­ности приобретают всё более прагматическую окраску, о милосердии долго было не принято говорить. Об этом человеческом качестве будто забыли. И лишь в послед­ние годы вспомнили о важности участия, сочувствия и милосердия к ближнему.

Милосердие — это удивительное качество, свой­ственное человеку. Без него нет добра, нет заботы и тепла, нет помощи, в которой может нуждаться не только слабый или больной человек, но и каждый из нас. К милосердию и состраданию взывали многие русские писатели в своих произведениях.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима. . .»

 

Верность человека в любви и дружбе — это опре­деленный нравственный критерий, во многом определяющий его личность. Недаром человек, совершивший предательство, ассоциируется у нас с библейским Иудой. Встречается в нашей жизни предательство дружбы и убеждений, которые были непрочны. Порой мы не можем положиться на сво­его друга в трудной ситуации, в беде. И примеров тому есть немало в русской литературе.

Один из них — отношения Базарова и Аркадия Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор писал о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки сто­ит в преддверии будущего». Однако это будущее, по мысли писателя, не может принадлежать База­ровым. Отсюда и трагическое одиночество героя, его разобщенность с людьми. «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит он Павлу Петровичу. Но в романе нет ни одного персонажа, близкого Базаро­ву. В реальности у него нет друзей, единомышлен­ников. Зато в «Отцах и детях» мы встречаем мни­мых друзей и последователей Базарова.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ «Есть преступление, которое не искупается, — это измена Родине»

 

Измена — это не только попрание человеком определенных нравственных понятий, нарушение представлений о чести, долге, но и предательство интересов Родины.

Тема измены Родине, бесчестья звучит в повести В. Распутина «Живи и помни». В этом произведе­нии писатель исследует психологию предательства, распада человеческой личности. Оказавшись после тяжелого ранения неподалеку от родных мест, Ан­дрей Гуськов решил заскочить домой, повидаться с женой. Потом понял, что уже не может вернуться на фронт. В свой обман он вовлек жену Настену, которая оказалась в безвыходном положении. Ей пришлось врать и изворачиваться, скрывать от лю­дей своего мужа. В финале Настена, ждущая ребен­ка, заканчивает жизнь самоубийством.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества»

 

Сострадание — это важнейшее нравственное ка­чество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты являются необхо­димой составляющей человеческой личности, по­могают человеку в критической ситуации.

Примеров тому немало в художественной лите­ратуре. Тема милосердия, великодушия, отзывчи­вости — одна из важнейших тем романа А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка». Вспомним историю взаимоотношений главных героев романа, Гринева и Пугачева. Вот незнакомый мужичок спасает Гри­нева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит свой зая­чий тулуп. С практической точки зрения подарок бессмыслен: тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Одна­ко Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «На­гради вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понима­ние, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь... переносится на других...»

 

Милосердие — это готовность помочь кому-то, чувство сострадания, терпимости. Это заботливое, доброжелательное, любовное отношение к окружа­ющим людям: Тема милосердия всегда развивалась в произведениях русских и советских писателей. Одно из таких произведений — роман М. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом».

Это одно из пронзительных произведений о ве­ликом подвиге материнства в годы Великой Оте­чественной войны. Писатель разворачивает пе­ред нами удивительную, драматическую историю Нины Нечаевой. На ее долю выпали жестокие ис­пытания, за годы войны она изменилась, повзро­слела, многое поняла, приняв ответственность за сына. Муж Нины ушел на фронт, отец посоветовал ей ехать в Ташкент, к матери и брату. Будучи на по­следних сроках беременности, она попадает в са­мую гущу событий. В Ташкенте она не находит род­ственников и уезжает в Саратов. Нина встречает на своем пути множество различных людей — и хоро­ших, и дурных. В поезде ее опекает «добрый гений Лев Михайлович», генерал Рябинин помогает ей в Ташкенте, в аксайском роддоме нянечка Фрося со­бирает немудрящее приданое для ее ребенка, мно­годетная Клавдия кормит Витюшку грудью, потому что у Нины нет молока.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»

 

Равнодушие — это безразличие к окружающим людям, миру, природе, животным. Это безучастное состояние человека, отсутствие интереса к жизни, отсутствие чувства сострадания, любви. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслужива­ешь звания человека», — сказал Саади. К этой теме часто обращались и русские писатели, например В. Астафьев в рассказе «Людочка».

В этом рассказе автор представляет нам траги­ческую историю деревенской девушки. Расска­зу предшествует эпиграф и вступление. Эпиграф стихотворный, во вступлении читаем пушкинские строки: «Что в имени тебе моем?». Вступление на­полнено авторскими вопросами: «Зачем я помню это? Зачем же история эта, тихо и отдельно ото все­го, живет во мне и жжет мое сердце?». И писатель тут же дает ответ: «Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?»

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ "Чем опасно равнодушие?"

 

Равнодушие губит, ожесточает сердца, делает людей инертными, безразличными к окружающему миру, людям, природе. «Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!» — сказал Юлиус Фучик. К этой теме часто обращались русские писатели, например Ф.М. До­стоевский в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке».

В этом рассказе Достоевский передает печаль­ную историю маленького мальчика, приехавшего с матерью в Петербург из маленького городка. Мать внезапно умерла, и ребенок остался один накануне Рождества. Он одиноко бродил по городу, голод­ный, плохо одетый, однако все остались безучастны к его судьбе. Городские жители веселились на рож­дественских елках. Здесь Достоевский использует принцип антитезы. Праздничная рождественская елка, ее веселые огоньки, веселящиеся, беспеч­ные люди — все это противопоставлено одиноко­му, забытому всеми ребенку.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ «Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение?»

 

Милосердие — это доброта, готовность прийти на помощь, это чувство сострадания к окружаю­щим, любовь к людям. Высшая форма этого каче­ства — милосердие к врагу, человеку, к которому естественно испытывать чувство ненависти, враж­ды. Эту ситуацию описывает В. Закруткин в пове­сти «Матерь человеческая».

В основе повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, — вспо­минает автор, — мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги... В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитле­ровцами хутора. На хуторе не было ничего живо­го... Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла едва прикрытая лохмотьями мо­лодая женщина.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего»

 

Любовь к людям — это основа жизни, основа взаимоотношений человека с миром, природой. Именно это чувство рождает в человеке вдохнове­ние, оно способно подвигнуть нас на подвиг, на са­мопожертвование. Эту мысль развивает A.M. Горь­кий в рассказе «Старуха Изергиль».

В этом произведении A.M. Горький утверждает свой писательский идеал — героя, посвятившего свою жизнь людям. Ему противопоставлен другой персонаж — индивидуалист и себялюбец.

Рассказ создан в русле романтической традиции. Но, в отличие от настоящих романтиков, писа­тель поэтизирует не зло, а добро. Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть — легенда о Ларре, вторая — рассказ Изергиль о своей молодости, третья — легенда о Данко. При этом первая и третья части контрастно противопоставлены друг другу.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАССЦЖДЕНИЕ «Не столько ум, сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятным»

 

Отзывчивость — важнейшее свойство души. Это сердечность, эмоциональность, восприимчи­вость человека к горю и радости окружающих. Эти свойства помогают человеку сближаться с людьми, обретать друзей. Героиню, наделенную такими ду­шевными свойствами, создает Лев Толстой в романе-эпопее «Война и мир».

Наташа Ростова — это любимая героиня Толсто­го. Кроме того, этот образ является в романе тем «сводом», «без которого произведение не могло бы существовать как целое. Наташа — живое вопло­щение самой сущности человеческого единения. Степень душевной близости того ли другого героя «Войны и мира» к Наташе является вернейшим критерием его оценки. Мера душевной близости к Наташе — это одновременно и мера близости к мирскому началу», — замечает В. Ермилов.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «Доброта лучше красоты»

 

Доброта — это отзывчивость, расположение к людям, стремление прийти на помощь, чувство со­страдания и любви. Это важнейшее душевное свой­ство, без которого невозможна сама жизнь челове­ка. При этом таким свойством может быть наделен человек внешне непривлекательный, заурядный. Однако доброта важнее красоты. К этой теме часто обращаются русские писатели.

Так, Л.H. Толстой в романе «Война и мир» созда­ет образ княжны Марьи, героини, не обладающей внешней привлекательностью, но наделенной до­бротой и сердечностью.

Марья Болконская — один из самых сложных образов в романе Толстого. Основные качества ее — духовность, религиозность, способность к са­моотречению, жертвенной, высокой любви.

Героиня не привлекает нас внешней красотой: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны, ос­вещая все ее лицо внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В этих глазах отража­ется вся напряженная духовная жизнь княжны Ма­рьи, богатство ее внутреннего мира.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем»

 

Вопрос о цели жизни — это важнейший вопрос современности. Вместе с тем это проблема, зани­мающая умы человечества на протяжении столе­тий. Она волновала людей еще в античности. Ге­донисты, например, видели смысл существования в наслаждении, в умении человека получить мак­симум удовольствия от жизни. Стоики, напротив, призывали человечество к ограничению, отказу от излишеств. Свой взгляд на эту проблему был у по­этов и писателей. Так, О. Уайльд считал, что цель жизни — это «самовыражение», что человек дол­жен «проявить во всей полноте свою сущность». Такие личностные типы были представлены и в русской литературе, например в романе И.А. Гон­чарова «Обломов».

Герой Гончарова предстает личностью необык­новенно цельной, он никогда не изменяет себе, своим принципам, взглядам на жизнь. Личность Обломова, цельность его натуры, определенная гармоничность мировосприятия — все это сфор­мировалось в детстве героя, в милой его сердцу Обломовке. Поэтичность, мечтательность, душевную чистоту, интуитивное неприятие зла, пошлости, жажду внутренней свободы — все эти качества ге­рой вынес именно из этого мира. Поэтому служба лишь ради карьеры, светские друзья, пустые жен­щины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми ему. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — заявляет Обломов. Он ищет совершенства, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич чист и благороден, душа его «чиста и ясна, как стекло».

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии»

 

Цель жизни — некий нравственный ориентир, которому соответствуют дела и поступки человека. Однако зачастую люди не имеют в жизни никакой цели, и тогда человек не находит радости ни в чем. Смысл жизни его потерян, любовь и дружба зача­стую невозможны. Это явление нашло свое отра­жение в произведениях русской литературы. Так, разочарованным героем, человеком, не имеющим цели в жизни, предстает, например, Печорин в ро­мане М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В этом романе поэт создал образ своего совре­менника, «портрет, составленный из пороков все­го... поколения». Главный герой произведения — дворянин Григорий Александрович Печорин, ха­рактер крайне сложный и противоречивый, даже парадоксальный. Противоречивость, «странность» Печорина мастерски подмечена уже в самом пор­трете его. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать», — замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный контраст представляют дет­ская улыбка героя и его холодный, металлический взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся... Это признак — или злого нрава, или глу­бокой постоянной грусти», — замечает рассказчик. Взгляд героя кажется проезжему офицеру дерзким, производящим «неприятное впечатление нескром­ного вопроса», и при этом взгляд этот — «равно­душно спокоен».

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «Бесчестные средства, с помощью которых многие... возвышаются, ясно говорят, что и цели также не стоят доброго слова»

 

Всегда ли цель оправдывает средства? Вероят­но, средства, которые человек использует на пути к своей мечте, не должны вступать в противоречие с содержанием этой мечты. Иными словами, желае­мая цель полностью дискредитирует себя, если она достигается бесчестными средствами. Размышле­ния об этом мы встречаем в произведениях русской литературы, например в поэме Н.В.Гоголя «Мерт­вые души».

«Бессмертной заслугой русской литературы пе­ред всей культурой является то, что она в лице Гого­ля встретила героя бизнеса, героя «конформизма», героя личной карьеры, героя «растиньяковщины» своим уничтожающим смехом, и всем стала видна и его мертвая душа, и его конечная смертельная обреченность, прикрытая самоуверенностью и ре­спектабельностью», — писал В.В. Ермилов.

Таким героем у Гоголя становится Чичиков, ловкий делец-предприниматель. Главной жизнен­ной целью Павла Ивановича является материаль­ный достаток, комфорт и положение в обществе.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

 

Цель жизни — это некий моральный ориентир, к которому стремится человек, воплощение меч­ты, планов, идей. Планомерное стремление к своей цели придает человеческой жизни определенный смысл, рождает в душе вдохновение, формирует оптимистический взгляд на мир. Однако зачастую в жизни человека отсутствует такая цель, и тогда он становится несчастным, не может найти примене­ние своим силам, способностям, не может реализо­вать свой личностный потенциал, по сути обретая статус «лишнего человека». Тип «лишнего челове­ка» зародился в русской классической литерату­ре. Так, «лишним человеком» становится Евгений Онегин в одноименном романе А.С. Пушкина.

Достоевский заметил, что в романе «Евгений Онегин» Пушкин «самым метким, самым прозор­ливым образом отметил самую глубь нашей сути», создав образ «русского скитальца», бесприютной, несчастливой души.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывать недостойные средства для ее достижения»

 

В чем должна состоять жизненная цель? В по­знании и возвеличивании собственной личности или же в служении обществу, миру, людям? На эти вопросы нельзя дать однозначного ответа. Навер­ное, для каждого человека этот выбор сугубо ин­дивидуален. Однако одна из граней этой проблемы представляет собой непреложную истину. Как за­метил А. Эйнштейн, «никакая цель не высока на­столько, чтобы оправдывать недостойные средства для ее достижения».

Это соотношение (цель и средства) часто зани­мало умы русских писателей-классиков. Напри­мер, об этом размышляет Ф.М. Достоевский в ро­мане «Преступление и наказание».

'Писатель создал в этом произведении образ про­тиворечивого героя, мучительно раздвоенной лич­ности. Об этой двойственности говорит уже его фа­милия — Раскольников. Душа этого героя словно раскалывается надвое после совершения им пре­ступления.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ «Есть люди, которые живут без всякой цели...»

 

Всегда ли человек имеет цель в жизни? Зачастую люди живут словно по инерции, не задумываясь ни о смысле своего существования, ни о цели его. Раз­мышления об этом мы часто встречаем в произве­дениях русской литературы.

Например, Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» представляет нам героев, лишенных внутреннего содержания, живой человеческой души. Можно сказать, что многие персонажи писателя проходят в поэме, «точно былинка в реке». И думается, осо­бенно справедливо данное высказывание по отно­шению к образу Манилова.

Образ этого помещика в поэме статичен — с ним не происходит никаких внутренних изменений на протяжении всего повествования. Основные ка­чества Манилова — сентиментальность, мечта­тельность, чрезмерное благодушие, учтивость и обходительность. Это то, что видимо, что лежит на поверхности. Именно эти черты подчеркнуты в описании внешности героя. Манилов «был человек видный, черты лица его были не лишены приятно­сти, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Страх возникает вследствие бессилия духа»

 

Страх — это внутреннее состояние человека, обусловленное грозящей ему опасностью, бедстви­ем. Однако чувство страха человек испытывает не только перед лицом природных катаклизмов, но и в самых различных жизненных ситуациях. Порой страх возникает вследствие бессилия духа. И тогда человек может совершить недостойный поступок, предательство. Размышления об этом мы встречаем в художественной литературе, например в повести В. Быкова «Сотников».

В своих произведениях В. Быков расширяет рам­ки, заключающие в себе понятие «героическое». Подвиг в его произведениях многообразен. Он воз­можен не только в бою, в сражении, но и в умении сопротивляться грозной силе обстоятельств, вы­держать поединок с врагом, сохранить в себе чело­веческое начало перед лицом смерти.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить»

 

Страх перед жизнью — это чувство неуверенности в себе, в будущем, чувство непредсказуемости и не­постижимости бытия. Человек, испытывающий эти чувства, предельно острожен во всем, рассудочен, рационален, опасается за собственную жизнь. Ген­ри Ван Дайк однажды заметил, что «некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить». Подобные типы личности представлены в русской классической литературе, например в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре».

В этом рассказе представлен гипертрофирован­ный, пародийно сниженный вариант рассудочного, рационального героя. Это учитель гимназии Бели­ков, человек, исполненный страха перед жизнью, стремившийся спрятаться от нее, укрыться как фи­зически, так и духовно. «Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Мотив рассудочности соотносится у Чехова с социальной проблематикой: Беликов опасается всего — свобод­ной мысли, непочтительного отношения к началь­ству, нарушения уставов, предписаний и циркуля­ров, выхода за круг традиционных представлений о жизни и поведении человека.

Подробнее...

«Трусость — самый страшный порок»

 

Трусость — это отрицательное нравственное ка­чество, душевное свойство, боязнь, робость, отказ от решительных действий по причине страха. Это личностное свойство противоположно смелости, мужеству. Трусость человек обнаруживает и в сра­жении, и в повседневной жизни, в условиях нрав­ственного выбора. Размышления об этом часто встречаются в художественной литературе.

Например, в романе «Война и мир» малодушие и трусость проявляет гусарский корнет Жерков, адъютант Багратиона, в Шенграбенском сражении. Багратион отправляет Жеркова на левый фланг с приказом об отступлении. Однако Жерков, испы­тывая непреодолимое чувство страха, не передает этот приказ в войска: «...едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал оты­скивать генерала и начальников там, где их не мог­ло быть, и потому не передал приказания...».

Подробнее...

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru