Для каждого человека понятие родины — это нечто своё, родное. Но не каждый относится к ней как неотъемлемой частичке своего «я». Не каждый является патриотом своей страны, готовым отдать всего себя на её благо.
Что же такое патриотизм? Эту проблему поднимают многие российские писатели, потому что этот нравственный вопрос относится к категории вечных. Над этим задумывались и Г. Гегель, и И. Гёте, и Ж. Санд. Особенно остро воспринимали эту проблему классики русской литературы, критики и философы. В. Г. Белинский писал: «Всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством».
С детских лет мы помним героя А. Гайдара из его «Сказки про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твёрдое слово», который под страшными пытками не выдал врагам военной тайны, помним, что тогда уже осознавали загадочность, стойкость и силу характера русского человека. Этот характер удивлял и продолжает удивлять народы и правительства всего мира.
А ведь сила и красота характера нашего народа проявляются, прежде всего, в преданной любви к своей земле. Русский человек по своей природе всегда отличался преданностью и чистотой души, честностью поступков, искренностью помыслов. Эти качества можно обнаружить в героях произведений многих писателей. Вспоминаются слова Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить: / У ней особенная стать — / В Россию можно только верить».
Человек — существо социальное, и, живя в обществе, он руководствуется его принципами. Ещё в Евангелии записано: «Не убий», «Не укради», «Возлюби ближнего своего» и др. Однако не каждый человек руководствуется этими заповедями. Наверное, поэтому и волнует этот вопрос многих людей, думающих не только о своём быте, о своём маленьком мирке.
Что же такое нравственность? Под нравственностью принято понимать систему моральных правил поведения личности, прежде всего отвечающую на вопрос: что есть хорошо, а что плохо, что есть добро, а что зло. Именно таких правил придерживается Петруша Гринёв в повести А. Пушкина «Капитанская дочка», с детства впитавший высокие моральные качества, живущий по ним, ставящий честь превыше всех опасностей. Даже угроза жизни не остановила его. Возмущённый наговором Швабрина на Машу, Гринёв вызывает Швабрина на дуэль, ведь не мог Пётр отойти от своих нравственных принципов, забыть о чести, гордости и достоинстве.
В жизни иногда человек попадает в такие обстоятельства или тяжёлые ситуации, когда он поддаётся негативному настроению, перестаёт верить в завтрашний день, в то, что жизнь прекрасна и удивительна, что жизнь, несмотря ни на что, приносит и радость, и счастье. Это безвыходное состояние может привести к стрессу, отчаянию, потере душевного равновесия.
В такой ситуации не каждый человек способен найти в себе силы сохранить человеческое достоинство, спокойствие и надежду. Что же или кто может помочь людям найти себя в этом водовороте жизни? Мы встречаем такие примеры и ищем ответы во многих произведениях русских писателей.
Есть люди, умеющие легко забывать и прощать обиды. Однако модное сейчас слово толерантность не всегда уместно, особенно если речь идёт о вещах принципиальных. И в этом случае подставлять другую щёку — это просто глупо и недостойно.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал недовольство или оскорбления со стороны других людей. В такие минуты трудно понять и простить обидчика. Именно эту проблему обиды и прощения поднимает великий писатель Л. Толстой в романе «Война и мир», когда прорисовывает характер Андрея Болконского, пришедшего к всепониманию.
Культура человечества — это сложное и многогранное явление, а книги и литература являются её неотъемлемой частью. Можем ли мы представить мир, не сохранивший и не заботящийся о сохранении культурных богатств? Конечно нет. Без книг, без культурных ценностей наступает хаос и моральное разложение человека.
Мы впервые знакомимся с книгой, когда мама или папа читают нам сказки, затем учимся произносить первые слова по букварю. С самого детства книги ведут нас по жизни, открывая на своих страницах необыкновенные и неизведанные миры и тайны мироздания, поднимая важные нравственные проблемы, предлагая модели поведения в реальной жизни и приобщая нас к сохранённому в книгах опыту многих поколений, как это делали писатели В. Астафьев, В. Распутин, Ч. Айтматов, Б. Васильев и другие.
Война! За этим словом, всего лишь за несколькими буквами скрывается море крови, слёз, страданий, боли, а главное — за ним скрывается смерть дорогих нашему сердцу людей. Годы Великой Отечественной войны в нашей стране не забудутся никогда. 1941— 1945 года — это страшное время, когда смерть стучала в каждый дом, когда воевали все: от мала до велика.
Для всех народов война — великое испытание, в ней проявляются все главные человеческие качества: чувство долга, верность слову, мужество и отвага, честь, достоинство и любовь. Война — это событие, измеряющее человеческие ценности.
Нельзя придумать ничего более абсурдного и несовместимого, чем сочетание слов «женщина» и «война». Однако жизнь способна задавать такие задачи, которые кажутся невозможными, нереальными. И подобное сочетание оказывается реальным в действительно жестоком мире.
Слова писателя Ф. А. Абрамова о «русской бабе», которая внесла неоценимый вклад в нашу победу, а именно «своей сверхчеловеческой работой», на первый взгляд, кажутся грубоватыми и жёсткими, но ведь эта жёсткость и есть истина. И если реальность жестока, то как же можно смягчать её словами? Если женщина наравне с мужчинами идёт на бой, терпит лишения и жертвует своей жизнью, это уже противоречит её женской природе, созданной для жизни, для её продолжения.
Сколько существует человек, столько существует проблема взаимоотношений или проблема общения. Она связана с взаимопониманием, умением слушать собеседника, с желанием разделять его чувства и эмоции.
Именно эта проблема выдвигается на первый план, когда человек вступает во взрослую жизнь и перед ним открывается мир, не всегда добрый, не всегда открытый. В нём нужно уметь принимать решения, отстаивать свою позицию, добиваться результата и научиться правильно общаться с людьми. И всё-таки общение людей будет полным и правильным, только если оно будет строиться на принципах искренности, взаимности и открытости.
За весь период существования человечества, наверное, не было такого человека, которого бы не коснулась проблема «отцов» и «детей».
Проблема поколений — одна из самых важных тем, которые затрагивали писатели разных эпох в отечественной или мировой литературе. Ведь каждый человек имеет собственные моральные принципы и устои, которые впитываются им одновременно со своим поколением и формируются благодаря этому поколению. Поэтому-то и пошатнуть эти принципы очень сложно: они росли вместе с человеком и теперь неотделимы от него.
Любовь сопровождает нас с момента рождения и до последних шагов по жизненному пути. Это любовь к матери, любимому человеку, к близким, к родине и краю, в котором ты родился, но любовь матери к своему ребёнку отличается такой самоотверженной силой, что не поддаётся ни разуму, ни инстинкту, ни научным расчётам.
Так что же такое родительская любовь? В литературе можно найти множество примеров такой любви, безмерной, бесконечной и всепрощающей. Да, некоторые называют её слепой любовью, подразумевая под этим почти веру и вселенское прощение за всё, прощение, на которое может быть способна только любящая мать. Доказательство этому мы находим в строчках В. Коротаева:
Говорят, что миром движет любовь. Но что же это за сила, что же это за чувство? А ведь ей подчиняются и юноша, и старик, и властитель, и раб. Проблема понимания сущности любви всегда волновала и будет волновать каждого, ведь именно в любви проявляется истинная сущность человека, его душа, стремления, потенциал.
Многие люди рассматривают любовь двояко: любовь-страсть и любовь-нежность. С тревогой многие писатели пишут, что в современной жизни человек вынужден бороться и самоутверждаться. Его сильное «я» проявляется и в любви, когда главным в отношениях двоих становятся не чувства, не эмоции, а доказательство успешности, лидерства, силы.
Есть люди, вечно куда-то спешащие, путающие, что-то забывающие, а есть — степенные, задумчивые, серьёзные. Чем же обусловлена такая разница в поведении и образе жизни этих людей? А ведь это способность распоряжаться и распределять своё время.
Бережное отношение к своему времени кажется, на первый взгляд, чем-то незначительным, неважным, но именно это качество формирует характеры, способные вести народы за собой, покорять миры, летать в космос и совершать великие открытия. В доказательство этому можно привести слова Т. Манна: «Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее».
Искусство. Мы часто произносим это слово, но не всегда задумываемся над его смыслом, не всегда можем отдать должное тем влюблённым в искусство людям, которые положили свои жизни на алтарь служения прекрасному. В чём же его сила? Как искусство влияет на человека?
Мы знаем много примеров великих художников, которые создавали шедевры, хотя и жили в нищете, известнейших поэтов и писателей, влачивших бедное существование. Возможно, это только потому, что их мысли занимал не драгоценный металл, а потребность и мучительное желание создать что-то прекрасное.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.
Ф. Тютчев
Во все времена человек поклонялся матушке-земле с её удивительными полями и лесами, горными вершинами и бурлящими водами рек, просторам полей и бесконечному водному пространству океанов и морей. Чем же природа покорила сердце человека? Как она воздействует на его душу?
Иногда случается, что даже в толпе человек чувствует себя одиноким. Конечно, для возникновения этого чувства могут быть разные причины: личные, социальные, психологические, но главное — это то, что в такие минуты человек не ощущает никого рядом, с кем можно было бы поделиться своими размышлениями или своей болью.
Одиночество — это не просто ощущение, что ты остался один, не просто «никого рядом». Это особое психологическое состояние, когда кажется, что рядом нет ни одного единомышленника. Для всех остальных ты — чужой, отщепенец, отшельник.
Говорить о деньгах в обществе когда-то было просто неприличным, и деньги не напрасно называли «презренный металл». Но и выжить без денег в современном мире достаточно сложно. Для чего же нужны деньги? Какова их роль в жизни общества?
Издавна деньгами служили палочки, деревянные плашки, ракушки и другие предметы. Человек придумал этот способ только для того, чтобы уйти от натурального обмена продуктами, ведь легче обмениваться условными предметами, чем тащить мешки картошки или туши животных. Значит, деньги сами по себе ничего не стоят. Человек сам придумал эту стоимость и сам попал в зависимость от неё.
Извечный вопрос «В чём смысл жизни?» на протяжении веков заставляет задумываться миллионы людей, мучающихся желанием понять, ради чего они пришли на эту землю, для чего им необходимо прожить свою жизнь, к чему стремиться, какие перспективы открывать перед собой?
Издавна человек пытался совершить нечто невозможное: полететь к звёздам или открыть эликсир молодости, изобрести перпетуум-мобиле или найти философский камень. Человек не сидел сиднем на печи всю свою жизнь, какая-то внутренняя сила толкала его на свершения, на действия, которые могли значительно улучшить жизнь, и не только его, могли бы помочь понять смысл его существования.
Замечаем ли мы в детстве любовь матери? Дорожим ли такими бесценными минутами, проведёнными вместе с ней? Над этими вопросами размышляли многие выдающиеся писатели: Л. Толстой, А. Пушкин, М. Горький, С. Есенин. Или вспоминаем о ней только тогда, когда нам трудно и одиноко, когда нам хочется вновь почувствовать её искреннюю любовь и безмерную заботу?
Эта вечная проблема родителей и детей остаётся актуальной и в наши дни. Мы порой не замечаем материнских стараний и усилий, забываем дать ей тепло, которым она одаривала нас всю жизнь. А ведь она — это самое дорогое, что у нас есть. Именно она постоянно думает о нас, волнуется и переживает, если с нами происходит что-то неладное. Она всегда готова прийти на помощь, дать совет, она любит нас, несмотря на все ошибки и слабости, и эта любовь самая бескорыстная. Порой мы забываем, что ей тоже нужна наша помощь, что ей тоже нужна любовь, забота и поддержка. Ведь у неё тоже есть или были миллионы несбывшихся надежд, планов, в реализации которых просто необходима помощь близких людей.
В течение всего своего существования человечество живёт на грани между тёмными и светлыми силами, между добрыми и злыми чувствами. Человек лишь стремится к идеалу, но сам не идеален. Наверное, поэтому противоположные понятия добра и зла, нашедшие отражение ещё в шедеврах народного творчества — сказках, исстари волновали лучшие умы человечества.
И несмотря на то, что в жизни не всегда побеждает добро, в душе человека остаётся вера в его всепобеждающую силу. Конечно, жизнь не идеальна, зачастую приходится сталкиваться и с несправедливостью, и со злом, но сколько бы людей ни охватило это зло, какую бы силу оно ни приобрело, всё равно вызовет сопротивление большинства. Народ не обманешь сладкими речами и сказками. Он поднимется на борьбу со злом, потому что в народе всегда живы святые истины и стремление к идеалу. Иначе сама жизнь станет противна человеческой природе.
Именно об этом нам говорят поэтические строчки Ю. Шмидта:
Твори добро. Не отвечай на козни Стоящих за твоей спиной врагов. Пойми, мой друг, пока ещё не поздно, Не отвечай потоком бранных слов.
Созвучные идее торжества справедливости и добра стихи Э. Асадова:
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твоё настроенье, Но тысячу раз настроенье других.
Однако добро для каждого человека — это не просто абстрактное понятие, оно всегда направлено на другого человека, а значит, каждое доброе дело или добрый поступок сеют семена добра, из которых в дальнейшем прорастут его ростки, и будут они давать всё новые и новые всходы.
Действительно, каким только испытаниям не подвергался человек, какие только страдания не терпел, а добро, радость и вера всегда помогали вынести все тяготы и лишения. Вспомним только, как много человеческих жизней унесла война, но не озлобила она наш народ, не уничтожила в людях того чувства, которое отличает человека от зверя, не растоптала тепло сердец. А ведь сколько злобы выплеснул фашизм на одну только русскую землю? Но невозможно сломить свет, невозможно уничтожить человека в человеке. Это вечная истина.
Таково мнение и булгаковских Иешуа Га-Ноцри, и Мастера, и Маргариты, ведь они все объединены одной идеей — идеей победы добра над злом. У Булгакова добро обязательно связано с состраданием и взаимопомощью, именно оно лежит в основе человеческого бытия. Народная мудрость не раз подтверждала эту истину, выраженную в пословицах и поговорках: «Не хвались серебром, а добром», «Злой плачет от зависти, а добрый от радости», «Добро поощряй, а зло порицай!».
В современном мире, в котором даже духовные ценности приобретают всё более прагматическую окраску, о милосердии долго было не принято говорить. Об этом человеческом качестве будто забыли. И лишь в последние годы вспомнили о важности участия, сочувствия и милосердия к ближнему.
Милосердие — это удивительное качество, свойственное человеку. Без него нет добра, нет заботы и тепла, нет помощи, в которой может нуждаться не только слабый или больной человек, но и каждый из нас. К милосердию и состраданию взывали многие русские писатели в своих произведениях.
Верность человека в любви и дружбе — это определенный нравственный критерий, во многом определяющий его личность. Недаром человек, совершивший предательство, ассоциируется у нас с библейским Иудой. Встречается в нашей жизни предательство дружбы и убеждений, которые были непрочны. Порой мы не можем положиться на своего друга в трудной ситуации, в беде. И примеров тому есть немало в русской литературе.
Один из них — отношения Базарова и Аркадия Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор писал о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». Однако это будущее, по мысли писателя, не может принадлежать Базаровым. Отсюда и трагическое одиночество героя, его разобщенность с людьми. «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит он Павлу Петровичу. Но в романе нет ни одного персонажа, близкого Базарову. В реальности у него нет друзей, единомышленников. Зато в «Отцах и детях» мы встречаем мнимых друзей и последователей Базарова.
Измена — это не только попрание человеком определенных нравственных понятий, нарушение представлений о чести, долге, но и предательство интересов Родины.
Тема измены Родине, бесчестья звучит в повести В. Распутина «Живи и помни». В этом произведении писатель исследует психологию предательства, распада человеческой личности. Оказавшись после тяжелого ранения неподалеку от родных мест, Андрей Гуськов решил заскочить домой, повидаться с женой. Потом понял, что уже не может вернуться на фронт. В свой обман он вовлек жену Настену, которая оказалась в безвыходном положении. Ей пришлось врать и изворачиваться, скрывать от людей своего мужа. В финале Настена, ждущая ребенка, заканчивает жизнь самоубийством.
Сострадание — это важнейшее нравственное качество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты являются необходимой составляющей человеческой личности, помогают человеку в критической ситуации.
Примеров тому немало в художественной литературе. Тема милосердия, великодушия, отзывчивости — одна из важнейших тем романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вспомним историю взаимоотношений главных героев романа, Гринева и Пугачева. Вот незнакомый мужичок спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит свой заячий тулуп. С практической точки зрения подарок бессмыслен: тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.
Милосердие — это готовность помочь кому-то, чувство сострадания, терпимости. Это заботливое, доброжелательное, любовное отношение к окружающим людям: Тема милосердия всегда развивалась в произведениях русских и советских писателей. Одно из таких произведений — роман М. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом».
Это одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель разворачивает перед нами удивительную, драматическую историю Нины Нечаевой. На ее долю выпали жестокие испытания, за годы войны она изменилась, повзрослела, многое поняла, приняв ответственность за сына. Муж Нины ушел на фронт, отец посоветовал ей ехать в Ташкент, к матери и брату. Будучи на последних сроках беременности, она попадает в самую гущу событий. В Ташкенте она не находит родственников и уезжает в Саратов. Нина встречает на своем пути множество различных людей — и хороших, и дурных. В поезде ее опекает «добрый гений Лев Михайлович», генерал Рябинин помогает ей в Ташкенте, в аксайском роддоме нянечка Фрося собирает немудрящее приданое для ее ребенка, многодетная Клавдия кормит Витюшку грудью, потому что у Нины нет молока.
Равнодушие — это безразличие к окружающим людям, миру, природе, животным. Это безучастное состояние человека, отсутствие интереса к жизни, отсутствие чувства сострадания, любви. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека», — сказал Саади. К этой теме часто обращались и русские писатели, например В. Астафьев в рассказе «Людочка».
В этом рассказе автор представляет нам трагическую историю деревенской девушки. Рассказу предшествует эпиграф и вступление. Эпиграф стихотворный, во вступлении читаем пушкинские строки: «Что в имени тебе моем?». Вступление наполнено авторскими вопросами: «Зачем я помню это? Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце?». И писатель тут же дает ответ: «Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?»
Равнодушие губит, ожесточает сердца, делает людей инертными, безразличными к окружающему миру, людям, природе. «Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!» — сказал Юлиус Фучик. К этой теме часто обращались русские писатели, например Ф.М. Достоевский в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке».
В этом рассказе Достоевский передает печальную историю маленького мальчика, приехавшего с матерью в Петербург из маленького городка. Мать внезапно умерла, и ребенок остался один накануне Рождества. Он одиноко бродил по городу, голодный, плохо одетый, однако все остались безучастны к его судьбе. Городские жители веселились на рождественских елках. Здесь Достоевский использует принцип антитезы. Праздничная рождественская елка, ее веселые огоньки, веселящиеся, беспечные люди — все это противопоставлено одинокому, забытому всеми ребенку.
Милосердие — это доброта, готовность прийти на помощь, это чувство сострадания к окружающим, любовь к людям. Высшая форма этого качества — милосердие к врагу, человеку, к которому естественно испытывать чувство ненависти, вражды. Эту ситуацию описывает В. Закруткин в повести «Матерь человеческая».
В основе повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, — вспоминает автор, — мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги... В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого... Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла едва прикрытая лохмотьями молодая женщина.
Любовь к людям — это основа жизни, основа взаимоотношений человека с миром, природой. Именно это чувство рождает в человеке вдохновение, оно способно подвигнуть нас на подвиг, на самопожертвование. Эту мысль развивает A.M. Горький в рассказе «Старуха Изергиль».
В этом произведении A.M. Горький утверждает свой писательский идеал — героя, посвятившего свою жизнь людям. Ему противопоставлен другой персонаж — индивидуалист и себялюбец.
Рассказ создан в русле романтической традиции. Но, в отличие от настоящих романтиков, писатель поэтизирует не зло, а добро. Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть — легенда о Ларре, вторая — рассказ Изергиль о своей молодости, третья — легенда о Данко. При этом первая и третья части контрастно противопоставлены друг другу.
Отзывчивость — важнейшее свойство души. Это сердечность, эмоциональность, восприимчивость человека к горю и радости окружающих. Эти свойства помогают человеку сближаться с людьми, обретать друзей. Героиню, наделенную такими душевными свойствами, создает Лев Толстой в романе-эпопее «Война и мир».
Наташа Ростова — это любимая героиня Толстого. Кроме того, этот образ является в романе тем «сводом», «без которого произведение не могло бы существовать как целое. Наташа — живое воплощение самой сущности человеческого единения. Степень душевной близости того ли другого героя «Войны и мира» к Наташе является вернейшим критерием его оценки. Мера душевной близости к Наташе — это одновременно и мера близости к мирскому началу», — замечает В. Ермилов.
Доброта — это отзывчивость, расположение к людям, стремление прийти на помощь, чувство сострадания и любви. Это важнейшее душевное свойство, без которого невозможна сама жизнь человека. При этом таким свойством может быть наделен человек внешне непривлекательный, заурядный. Однако доброта важнее красоты. К этой теме часто обращаются русские писатели.
Так, Л.H. Толстой в романе «Война и мир» создает образ княжны Марьи, героини, не обладающей внешней привлекательностью, но наделенной добротой и сердечностью.
Марья Болконская — один из самых сложных образов в романе Толстого. Основные качества ее — духовность, религиозность, способность к самоотречению, жертвенной, высокой любви.
Героиня не привлекает нас внешней красотой: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны, освещая все ее лицо внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В этих глазах отражается вся напряженная духовная жизнь княжны Марьи, богатство ее внутреннего мира.
Вопрос о цели жизни — это важнейший вопрос современности. Вместе с тем это проблема, занимающая умы человечества на протяжении столетий. Она волновала людей еще в античности. Гедонисты, например, видели смысл существования в наслаждении, в умении человека получить максимум удовольствия от жизни. Стоики, напротив, призывали человечество к ограничению, отказу от излишеств. Свой взгляд на эту проблему был у поэтов и писателей. Так, О. Уайльд считал, что цель жизни — это «самовыражение», что человек должен «проявить во всей полноте свою сущность». Такие личностные типы были представлены и в русской литературе, например в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Герой Гончарова предстает личностью необыкновенно цельной, он никогда не изменяет себе, своим принципам, взглядам на жизнь. Личность Обломова, цельность его натуры, определенная гармоничность мировосприятия — все это сформировалось в детстве героя, в милой его сердцу Обломовке. Поэтичность, мечтательность, душевную чистоту, интуитивное неприятие зла, пошлости, жажду внутренней свободы — все эти качества герой вынес именно из этого мира. Поэтому служба лишь ради карьеры, светские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми ему. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — заявляет Обломов. Он ищет совершенства, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич чист и благороден, душа его «чиста и ясна, как стекло».
Цель жизни — некий нравственный ориентир, которому соответствуют дела и поступки человека. Однако зачастую люди не имеют в жизни никакой цели, и тогда человек не находит радости ни в чем. Смысл жизни его потерян, любовь и дружба зачастую невозможны. Это явление нашло свое отражение в произведениях русской литературы. Так, разочарованным героем, человеком, не имеющим цели в жизни, предстает, например, Печорин в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В этом романе поэт создал образ своего современника, «портрет, составленный из пороков всего... поколения». Главный герой произведения — дворянин Григорий Александрович Печорин, характер крайне сложный и противоречивый, даже парадоксальный. Противоречивость, «странность» Печорина мастерски подмечена уже в самом портрете его. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать», — замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный контраст представляют детская улыбка героя и его холодный, металлический взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся... Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», — замечает рассказчик. Взгляд героя кажется проезжему офицеру дерзким, производящим «неприятное впечатление нескромного вопроса», и при этом взгляд этот — «равнодушно спокоен».
Всегда ли цель оправдывает средства? Вероятно, средства, которые человек использует на пути к своей мечте, не должны вступать в противоречие с содержанием этой мечты. Иными словами, желаемая цель полностью дискредитирует себя, если она достигается бесчестными средствами. Размышления об этом мы встречаем в произведениях русской литературы, например в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
«Бессмертной заслугой русской литературы перед всей культурой является то, что она в лице Гоголя встретила героя бизнеса, героя «конформизма», героя личной карьеры, героя «растиньяковщины» своим уничтожающим смехом, и всем стала видна и его мертвая душа, и его конечная смертельная обреченность, прикрытая самоуверенностью и респектабельностью», — писал В.В. Ермилов.
Таким героем у Гоголя становится Чичиков, ловкий делец-предприниматель. Главной жизненной целью Павла Ивановича является материальный достаток, комфорт и положение в обществе.
Цель жизни — это некий моральный ориентир, к которому стремится человек, воплощение мечты, планов, идей. Планомерное стремление к своей цели придает человеческой жизни определенный смысл, рождает в душе вдохновение, формирует оптимистический взгляд на мир. Однако зачастую в жизни человека отсутствует такая цель, и тогда он становится несчастным, не может найти применение своим силам, способностям, не может реализовать свой личностный потенциал, по сути обретая статус «лишнего человека». Тип «лишнего человека» зародился в русской классической литературе. Так, «лишним человеком» становится Евгений Онегин в одноименном романе А.С. Пушкина.
Достоевский заметил, что в романе «Евгений Онегин» Пушкин «самым метким, самым прозорливым образом отметил самую глубь нашей сути», создав образ «русского скитальца», бесприютной, несчастливой души.
В чем должна состоять жизненная цель? В познании и возвеличивании собственной личности или же в служении обществу, миру, людям? На эти вопросы нельзя дать однозначного ответа. Наверное, для каждого человека этот выбор сугубо индивидуален. Однако одна из граней этой проблемы представляет собой непреложную истину. Как заметил А. Эйнштейн, «никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывать недостойные средства для ее достижения».
Это соотношение (цель и средства) часто занимало умы русских писателей-классиков. Например, об этом размышляет Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание».
'Писатель создал в этом произведении образ противоречивого героя, мучительно раздвоенной личности. Об этой двойственности говорит уже его фамилия — Раскольников. Душа этого героя словно раскалывается надвое после совершения им преступления.
Всегда ли человек имеет цель в жизни? Зачастую люди живут словно по инерции, не задумываясь ни о смысле своего существования, ни о цели его. Размышления об этом мы часто встречаем в произведениях русской литературы.
Например, Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» представляет нам героев, лишенных внутреннего содержания, живой человеческой души. Можно сказать, что многие персонажи писателя проходят в поэме, «точно былинка в реке». И думается, особенно справедливо данное высказывание по отношению к образу Манилова.
Образ этого помещика в поэме статичен — с ним не происходит никаких внутренних изменений на протяжении всего повествования. Основные качества Манилова — сентиментальность, мечтательность, чрезмерное благодушие, учтивость и обходительность. Это то, что видимо, что лежит на поверхности. Именно эти черты подчеркнуты в описании внешности героя. Манилов «был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.
Страх — это внутреннее состояние человека, обусловленное грозящей ему опасностью, бедствием. Однако чувство страха человек испытывает не только перед лицом природных катаклизмов, но и в самых различных жизненных ситуациях. Порой страх возникает вследствие бессилия духа. И тогда человек может совершить недостойный поступок, предательство. Размышления об этом мы встречаем в художественной литературе, например в повести В. Быкова «Сотников».
В своих произведениях В. Быков расширяет рамки, заключающие в себе понятие «героическое». Подвиг в его произведениях многообразен. Он возможен не только в бою, в сражении, но и в умении сопротивляться грозной силе обстоятельств, выдержать поединок с врагом, сохранить в себе человеческое начало перед лицом смерти.
Страх перед жизнью — это чувство неуверенности в себе, в будущем, чувство непредсказуемости и непостижимости бытия. Человек, испытывающий эти чувства, предельно острожен во всем, рассудочен, рационален, опасается за собственную жизнь. Генри Ван Дайк однажды заметил, что «некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить». Подобные типы личности представлены в русской классической литературе, например в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре».
В этом рассказе представлен гипертрофированный, пародийно сниженный вариант рассудочного, рационального героя. Это учитель гимназии Беликов, человек, исполненный страха перед жизнью, стремившийся спрятаться от нее, укрыться как физически, так и духовно. «Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Мотив рассудочности соотносится у Чехова с социальной проблематикой: Беликов опасается всего — свободной мысли, непочтительного отношения к начальству, нарушения уставов, предписаний и циркуляров, выхода за круг традиционных представлений о жизни и поведении человека.
Трусость — это отрицательное нравственное качество, душевное свойство, боязнь, робость, отказ от решительных действий по причине страха. Это личностное свойство противоположно смелости, мужеству. Трусость человек обнаруживает и в сражении, и в повседневной жизни, в условиях нравственного выбора. Размышления об этом часто встречаются в художественной литературе.
Например, в романе «Война и мир» малодушие и трусость проявляет гусарский корнет Жерков, адъютант Багратиона, в Шенграбенском сражении. Багратион отправляет Жеркова на левый фланг с приказом об отступлении. Однако Жерков, испытывая непреодолимое чувство страха, не передает этот приказ в войска: «...едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания...».