Цели урока:
показать роль глагола в построении связных высказываний;
обогатить речь учащихся глаголами различных лексико-семантических групп, в частности глаголами движения, речи, чувства, звучания, которые являются наиболее потребительными;
воспитать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Эпиграф к уроку: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе» (А.Н. Толстой)
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по разделу “Морфемика”.
Задачи урока:
Образовательная:
закрепить умение обоснованно выделять морфемы;
различать разные формы одного и того же слова и однокоренные слова; - формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня;
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала по теме “Односоставные предложения”.
Место урока в теме: последний обобщающий урок в теме “Односоставные предложения”.
Цели:
образовательная: повторить и обобщить материал по теме “Односоставные предложения”.
развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, продолжать развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
воспитательная: воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.
Цель урока: на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий исследовательского характера выявить особенности употребления причастий в речи.
Задачи:
Образовательная: закрепить и обобщить понятия "причастие и его грамматические признаки", "стили речи".
Развивающая: развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; развивать умение работать с текстом; развивать сообразительность, абстрактное мышление, память.
Цель урока – формировать представление учащихся о глаголе как части речи, способной точно и ярко отразить действия и процессы, а также особенности их совершения или протекания;
показать стилистическую роль глагола в тексте.
ХОД УРОКА:
Цели урока:
Повторить классификацию сложных предложений, средства связи между их частями.
Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов.
Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Лексика урока: союзные и бессоюзные предложения, сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения.
Цель: ввести учащихся в мир образа снежинки и показать возможные способы создания образа в разных видах искусства, обогатить духовный мир учащихся и через восприятие живописных, словесных и музыкальных впечатлений о снежинке подготовить их к самостоятельной творческой работе.
Задачи:
образовательные: учить видеть прекрасное в обыденном, продолжить формирование составлять связный текст, ярко и образно выражая собственные мысли в сочинении; учить подчинять высказывание теме сочинения, отрабатывать умение находить в тексте средства художественной выразительности.
Цель: Актуализировать знания по теме: “Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании”, закрепить умение вычленять словосочетание из предложения.
Задачи:
Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении.
Дать практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Отработать трудные случаи управления и примыкания.
Цели урока: формирование умений осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения; как средство выражения мысли, чувств, переживания.
Задачи:
- употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации;
- познакомиться с односоставными и двусоставными предложениями
- расширить кругозор детей о музыке. Прививать любовь к искусству, желание слушать классическую музыку.
Цель: повторить теоретические сведения о правилах постановки знаков препинания в БСП, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, навыки синтаксического разбора; проверить уровень усвоения знаний учащимися, углубить знания обучающихся об истории возникновения знаков препинания; воспитывать внимательное отношение к тексту художественного произведения, любовь к чтению.
Тип урока: повторения и обобщения ЗУН.
Оборудование: карточки, кроссворд.
Цели:
Знакомство с притяжательными местоимениями, склонением данных местоимений.
Умение различать личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в роли притяжательных.
Развитие логического мышления, способности чётко формулировать свои мысли.
Развитие умений учиться: использовать имеющиеся знания в учебной деятельности.
Воспитание любви к родному языку.
Цели урока:
Образовательные:
систематизация знаний учащегося о системе языка и речи в процессе работы с текстом;
актуализирование умений, сформированных при их изучении.
Практические:
совершенствование рецептивно-аналитических коммуникативных умений, навыков анализа текста;
обучение исследованию текста, наблюдению за его строением; пониманию замысла автора;
Цели и задачи урока:
Познакомить с определением СПП, формировать понятие о его строении и средствах связи.
Совершенствовать пунктуационные навыки.
Развивать навыки мыслительной деятельности учащихся путём сравнения, сопоставления, анализа.
Развивать коммуникативные умения детей.
Воспитывать бережное отношение к родному языку и творчеству воронежских поэтов.
Формировать навыки сотрудничества в учебной работе.
Цели урока:
систематизировать знания, необходимые для работы с текстом;
повторить приёмы сжатия текста;
развить навык сжатого пересказа текста;
воспитать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: раздаточный материал.
Цель: развитие творческих способностей учащихся через восприятие образа сирени.
Ход урока
Звучит инструментальная пьеса “Облака” (I часть) Ф. Гойи. Демонстрируется видеоролик с изображением цветущей сирени.
I. Вступительное слово учителя. Цели и задачи урока.
Цели урока:
Вспомнить полученные ранее знания об определении как члене предложения.
Дать понятие об обособленном определении.
Разобраться в случаях обособления определений и приложений. Систематизировать полученные знания.
Начать отработку навыка постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.
Развивать письменную и устную речь учащихся.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Вид урока: Открытый урок
Используемые технологии: информационные технологии (ПК), технология сотрудничества (работа в парах), здоровьесберегающие технологии (релаксация, гимнастика для глаз), коллективного взаимообучения, разноуровневого обучения.
Цель урока: обобщение единичных знаний в систему.
Цели урока: закрепить понятие об обособленном определении, выраженном причастным оборотом, его роли в предложении, выработать навык выделения причастного оборота запятыми; активизация речевой деятельности учащихся; развитие творческого воображения, мышления.
Оборудование: мультимедиа-проектор, русский язык, учебник для 8 класса; под ред. Л.З.Шакировой, стр. 192-197, методическое руководство “Уроки русского языка в 8 классе”.
Цели урока: продолжить работу по культуре речи, формированию коммуникативных умений учащихся, необходимых для построения текста (умений отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывание); формировать умение создавать текст и анализировать текст, отдельные языковые явления.
Оборудование урока:
интерактивная доска или проектор и экран;
компьютеры для учителя и учащихся с выходом в Интернет.
Цель: обобщить изученное по теме «Глагол», познакомить с понятием «безличный глагол», сформировать умение находить безличные глаголы.
Задачи:
Образовательные: познакомить с безличными глаголами;
Развивающие: формировать умения работать самостоятельно, обосновывать свою точку зрения, отвечая на поставленные вопросы, делать выводы;
Воспитательные: формировать настойчивость, радость поиска, труда, творчества в достижении поставленных цели и задач.
Цели:
обобщить и закрепить знания о понятии «прямая речь», составе предложений с прямой речью, отработать навык постановки знаков препинания в предложении с прямой речью, построения схем предложений с прямой речью;
ввести понятие «диалог», показать особенности постановки знаков препинания в предложении с диалогом, показать роль диалога в художественном произведении;
способствовать развитию устной речи, творческого мышления обучающихся, повышению интереса к русскому языку.
Звучит музыка В. Кикта "Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром", «Орнамент».
Ведущий 1: Здравствуйте, славные наши гостюшки, разлюбезные, милые Детушки. Расскажем мы вам о светлой Руси, о далеких временах нам не ведомых.
Ведущий 2: Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты дети не видали, не умели книги читать, да письма писать.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи:
расширение знаний орфографических правил;
развитие речи и логического мышления учащихся;
воспитание любви и интереса к родному языку.
Время реализации: 45 минут.
Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.
Образовательная:
формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
Цель: углубление знаний о структуре текста и взаимосвязи его элементов на примере анализа фрагмента поэмы А. Блока «Возмездие»; создание условий для представления текста как средства самовыражения автора; подготовка к написанию текста-рассуждения.
Структура урока:
1. Организационный момент. Знакомство с аппаратом учебника.
2. Совершенствование умений интерпретации текста. Речеведческий анализ текста.
Цель: совершенствование умений излагать собственные мысли, подбирать аргументы и контраргументы для выступления.
Структура урока:
1. Организационный момент. Знакомство с правилами технологии «дебаты».
2. Совершенствование умений последовательно излагать собственные мысли, выражать мнение по поводу прочитанного (услышанного), использовать в речи лексическое богатство русского языка. Проведение дебатов по теме «Нуждается ли русский язык в защите?».
Цель: совершенствование умений определять языковые средства, используемые для создания комического.
Структура урока:
1. Актуализация знаний учащихся о языковой игре. Работа с эпиграфом.
2. Совершенствование умения оценивать тексты с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Анализ текстов пародий. Использование средств художественной выразительности.
Цель: углубить знания учащихся о тексте как продукте речевой деятельности, об основных признаках текста.
Структура урока:
1. Повторение изученного о тексте в курсе русского языка основной школы с привлечением материала учебника и дополнительного теоретического и дидактического материала.
2. Совершенствование умения адекватно понимать информацию письменного сообщения. Расширение представления о видах информации в тексте, связности текста.
Цель: создание классификации типичных ошибок, создание условий для работы над стилем, развитие языкового чутья.
Структура урока:
1. Анализ домашнего задания.
2. Совершенствование умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных норм. Рассмотрение понятия «правильность речи». Культура речи — куль тура человека.
Цель: развитие умений оценивать речь с точки зрения основных орфоэпических норм.
Структура урока:
1. Расширение понятия об орфоэпической норме, связи орфоэпии и фонетики.
2. *Совершенствование умений анализировать фонетические средства выразительности. Анализ примеров использования фонетических средств выразительности.
Цель: систематизация изученного в курсе основной школы материала о принципах русской орфографии; за крепление умений выполнять обобщенные орфографические действия.
Структура урока:
1. Анализ домашнего задания (орфоэпическая разминка, направленная на закрепление умений соблюдать орфоэпические нормы; лексический диктант.
Цель: проверить умения учащихся анализировать текст (находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте, анализировать средства языка, выражающие основную мысль текста).
Комплексный анализ текста включает элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого анализов, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации.
Цель: знакомство с особенностями жанра (углубление и расширение знаний об особенностях жанра); совершенствование умений анализа текста; создание рецензии.
Структура урока:
1. Актуализация знаний учащихся о рецензии в ходе работы с фрагментом текста Ю. Тынянова.
2. Анализ домашнего задания. Сопоставление возможных планов рецензии.
Цель: обобщение знаний о жанре аннотации (определение ее обязательных и факультативных элементов; закрепление умения использовать характерные для жанра языковые средства при создании аннотации).
Структура урока:
1. Актуализация знаний учащихся по теме в ходе работы с фрагментом стихотворения А. С. Пушкина.
2. Совершенствование умений использовать в собственной речи лексическое богатство языка. Работа по обогащению словаря учащихся.
Цель: совершенствование умений определять информационное ядро предложения, сокращать текст, выписывать тезисы.
Структура урока:
1. Закрепление знаний о видах текстовой информации для дальнейшей работы по выделению основных положений текста.
2. Закрепление умения выпись тезисы. Практическая работа.
Цель: углубление знаний о лексическом значении слова, развитие умений работы со словарями, обогащение словарного запаса учащихся; показать вариативность использования омонимии для создания необычной рифмы, каламбура, столкновения смыслов.
Структура урока:
1. Актуализация знаний учащихся о значении слова. Работа с эпиграфом.
2. Углубление знаний о лексическом значении слова.
Цель: закрепление понятия о синонимических рядах, синонимии стилистической и синтаксической; работа над перефразированием как средством синонимии; определение роли синонимов в создании текстов описания и повествования.
Структура урока:
1. Анализ выполнения домашней работы.
2. Углубление знаний о видах синонимов, синонимических рядах.
Цель: выявление способов выражения антитезы (лексические и синтаксические средства).
Структура урока:
1. Обогащение словаря учащихся (анализ подготовленных дома словарных статей о поэтах, писателях). Индивидуальные задания.
2. Совершенствование умения понимать и интерпретировать содержание текста. Речеведческий разбор текста.
3. Практическая работа — совершенствование умений анализировать используемые средства выразительности.
Цель: закрепление умений написания гласных и согласных в корне слова, активизация словаря школьников.
Структура урока:
1. Выборочная проверка домашнего задания.
2. Анализ уровня освоения лексики с орфограммами «Удвоенные согласные в корне слова», «Непроизносимые согласные в корне слов». Словарный диктант.
Цель: систематизация знаний по фразеологии, совершенствование умений конспектирования.
Структура урока:
1. Актуализация знаний учащихся о фразеологизмах.
2. Углубление знаний учащихся по теме, совершенствование умений конспектирования.
3. Повторение орфографии. Правописание приставок.