В настоящее время среди учащихся общеобразовательной школы наблюдается рост числа детей, нуждающихся в комплексной помощи. Это определяет необходимость консолидации усилий специалистов разного профиля. Требуется комплексный подход и поиск эффективных моделей сотрудничества специалистов в рамках службы помощи детям с трудностями адаптации, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Состав специалистов определяется особыми образовательными потребностями детей. В общеобразовательной школе в него, как правило, входят педагог, логопед, психолог, социальный педагог, врач (медсестра), дефектолог.
Мы рассматриваем взаимодействие как профессиональное общение специалистов, в ходе которого происходит не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющая партнерам реализовать общую деятельность, ориентированную на единый результат. Организация взаимодействия обеспечивается постановкой единых целей и задач, направленных на определение путей помощи ребенку и их реализацию командой единомышленников.
Консилиум определяется как коллегиальный орган, консолидирующий усилия специалистов различного профиля для оказания квалифицированной комплексной помощи учащимся и их родителям (законным представителям).
Школьный психолого-медико-педагогический консилиум координирует и объединяет усилия педагогов и специалистов образовательного учреждения, включенных в коррекционный процесс родителей, направленные на решение вопросов адаптации и социализации, качественного обучения, коррекции и развития ребенка, выступая при этом как постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный, просветительский орган, защищающий интересы детей с особенностями развития в образовательном пространстве школы (Екжанова, Резникова, 2008).
Взаимодействие специалистов образовательного учреждения не возникает спонтанно – оно требует создания определенных условий и специальной организации.
Условия определяются на основе традиционно принятых в системе образования принципов:
– Соблюдение интересов ребенка. Педагог в своей работе ориентируется на принятие ребенка, направляя при этом свои профессиональные действия на его благо, не ущемляя прав и при необходимости отстаивая интересы учащегося. Так, при диагностически неоднозначных случаях решения принимаются в пользу ребенка.
Организовать командную работу специалистов поможет модель, элементами которой являются разнообразные формы и виды междисциплинарной работы. В этой модели должна учитываться и степень участия специалистов в решении проблемы ребенка.
Мы предлагаем модель командного взаимодействия, которая обеспечивает целостность процесса, направленного на решение проблем ребенка (в широком смысле).
Формы взаимодействия специалистов административного уровня
1. Заседания ПМПк. Заседания являются одной из основных форм взаимодействия специалистов, обеспечивающей координацию их совместных действий. В ходе заседаний вырабатывается стратегия сотрудничества по вопросам решения проблем ученика, принимаются коллегиальные решения и заключения об актуальном уровне и резервных возможностях развития ребенка, намечается или корригируется программа комплексной помощи. Важным является определение как общих, так и специфических задач, согласование направлений, методов и приемов коррекционной работы, выработка единых подходов к индивидуальной коррекции.
В работе специалистов ПМПк с учащимися, нуждающимися в комплексной помощи, можно выделить следующие этапы: диагностический, организационно-подготовительный, исполнительный (коррекционно-развивающий), контрольный, итоговый.
Моделирование программ комплексной помощи – это процесс определения трудностей ребенка и путей их решения, предполагающий выявление круга проблем и конкретного содержания всей работы с учащимся, а также установление степени включенности и форм взаимодействия тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Результатом моделирования является программа комплексной помощи ребенку.
Программа комплексной помощи – это совокупность систематизированных мероприятий, необходимых для решения проблем ребенка, реализуемых командой специалистов, согласующих между собой свои действия.
Социальный педагог включается в работу в случае необходимости диагностики и коррекции социального статуса и условий семейного воспитания ребенка. Он осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию, социальной защите личности ребенка, а также социальной помощи, защите и реализации прав и свобод ученика (Нагавкина, Крокинская, Косабуцкая, 2000).
Психологическая работа в условиях взаимодействия специалистов ПМПк базируется на основных методологических и методических положениях системы психологического сопровождения, принятых в Российском образовании (И.В. Дубровина, М.Р. Битянова и др.), и научно-практических разработках по проблеме обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (В.И. Лубовский, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, Н.Р. Белопольская, С.Г.Шевченко, Н.В. Бабкина и др.).
Работа логопеда базируется на общепринятых методических рекомендациях и строится в соответствии с основной целью, задачами и направлениями работы в образовательном учреждении. Кроме того, логопеду необходимо учитывать специфику специальных (коррекционных) классов.
В своей работе логопед должен руководствоваться основными инструктивно-методическими письмами и нормативными документами:
Деятельность дефектолога в общеобразовательной школе направлена на сопровождение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, нарушения которых характеризуются выраженностью и меньшей возможностью к компенсации, что затрудняет процессы их обучения и обуславливает необходимость дополнительной специализированной помощи.
При моделировании программ комплексной помощи выделяются два блока: организационный и содержательный (основной).
Организационный блок описывает совместные мероприятия, степень включенности и участия каждого специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов.
Содержательный (основной) блок состоит из четырех частей.
Программа комплексной помощи учащемуся первого класса Артему М.
Представляем материалы заседания консилиума по теме «Составление индивидуальной программы комплексной помощи учащемуся первого класса коррекционно-развивающего обучения Артему М.». Это опыт междисциплинарной работы членов ПМПк. Материалы можно использовать как образец сценария для проведения заседаний консилиумов по составлению комплексных программ.
В соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.11.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и № 1241 от 26.10.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», с сентября 2011 года в общеобразовательных школах повсеместно внедряются стандарты нового поколения (ФГОС НОО).
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.
1.2. Психолого-медико-педагогический консилиум (в дальнейшем – ПМПк) является структурным подразделением государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 960 г. Москвы и создается в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Программа коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья ГОУ СОШ № 960 г. Москвы
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы основного общего образования.
Подводя итог в изложении опыта нашей работы, важно еще раз подчеркнуть важность согласованной работы школьных специалистов и значимость комплексного подхода в предоставлении помощи детям с трудностями адаптации и ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.