Программа коррекционной работы должна включать: систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения учеников с ЗПР; механизм взаимодействия в коррекционных мероприятиях педагогов, специалистов в коррекционной педагогике и психологии, медицинских работников. А также - перечень, содержание и план реализации коррекционных занятий, которые удовлетворяют особые образовательные потребности детей с ЗПР; планируемые результаты коррекционной работы.
Психолого-педагогическое сопровождение учеников с ЗПР осуществляют: учитель-дефектолог, учитель-логопед, специальный психолог или педагог-психолог, который имеет соответствующую профильную подготовку; социальный педагог, педагог дополнительного образования.
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с ЗПР, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачами Программы коррекционной работы являются:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП начального общего образования;
возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формирования представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение
Психолого-медико-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях ее решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность. Основная цель сопровождения - оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута, преодоление затруднений в учебе, решение личностных проблем развития ребенка, формирование здорового образа жизни.
В школе создана служба, осуществляющая сопровождение детей с ЗПР, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учителя, работающие по АООП: медицинский работник.
Перевод в классы осуществляется на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в котором указано, что ребенок должен учиться в школе по АООП для детей с ЗПР. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта индивидуального сопровождения учащихся. В ней фиксируются психолого-педа- гогические особенности развития личности обучающегося, результаты педагогической и психологической диагностики, рекомендации по сопровождающей работе. Приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ЗПР по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т. д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся
Классы |
Подструктуры |
Направления |
Классный |
Педагог-психолог |
|
личности |
коррекционной |
руководитель |
|
|
|
работы |
|
|
1-й |
Индивиду |
Дисгармония разви |
Понимание, сочув |
Развитие произволь |
|
ал ы-ю-типо- |
тия, нестабильность |
ствие, снятие напряже |
ности в двигательной, |
|
логические |
и ригидность нервной |
ния, рационализация |
познавательной, |
|
особенности |
системы, неразви |
воспитательно-об- |
эмоциональной сфере, |
|
личности |
тость произвольно |
разовательного про |
развитие произволь |
|
|
сти психических про |
цесса, выравнивание |
ности в общении и по |
|
|
цессов в сравнении |
культурно-образова- |
ведении, когнитивная |
|
|
со сверстниками |
тельных возможностей |
тренировка, система |
|
|
|
детей, личностная |
тическая десенсибили |
|
|
|
перспектива |
зация |
2-й |
Свойства |
Высокая тревож |
Доверие к личности |
Игровая коррекция |
|
субъекта |
ность, слабая соци |
ребенка, формирова |
поведения, развитие |
|
общения |
альная рефлексия, |
ние реально |
позитивного общения, |
Классы |
Подструктуры личности |
Направления коррекционной работы |
Классный руководитель |
Педагог-психолог |
|
|
трудности в общении, неадекватное поведение, низкий социальный статус |
осознаваемых и реально действующих мотивов поведения, анализ конфликтных ситуаций, пример и авторитет педагога в отношении к детям, позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребенка со сверстниками |
ролевое научение, коммуникативные игры и упражнения, расшатывание традиционных позиционных ролей, статусное перемещение |
3-й |
Свойства субъекта деятельности |
Дисгармония мотивов учения, школьная тревожность, низкая учебно-познава- тельная активность, несформированность основных учебных умений, слабая обучаемость |
Позитивное стимулирование, авансирование успеха, акцентуация достижений ребенка в деятельности, парциальная оценка результатов, наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт детей; поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам, щадящая учебная нагрузка |
Снижение значимости учителя, силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, десенсибилизация к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных успехов, релаксация и эмоциональное агрегирование школьных страхов |
4-й |
Свойства субъекта самосознания |
Нарушенный образ «Я», неадекватная самооценка, школьная мотивация; неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности |
Безусловное принятие ребенка, выборочное игнорирование негативных поступков, эмоциональное «поглаживание», позитивное побуждение к деятельности и общению |
Идентификация, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других, самовнушение (я хочу, я могу, я буду), отслеживание мотивации и самооценки |
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются: диагностическая, аналитическая, организационная, консультативная, профилактическая и коррекционная работа.
Диагностико-консультативный модуль
В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. Когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к педаго- гу-психологу, учителю-дефектологу, психоневрологу. В содержание исследования ребенка педагогом-психологом входит:
Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
Изучение истории развития ребенка. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития ребенка.
Анализ материалов обследования. Педагог-психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляет его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.
Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов психолого-медико-педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.
Эти рекомендации педагог-психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.
Диагностическая программа психолого-медико-педагогического сопровождения
Направления работы |
Содержание работы |
Виды работы/ специалисты |
Медицинское |
Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние анализаторов |
Наблюдения во время занятий, перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями |
Психолого-логопедическое |
Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Внимание: устойчивость, переклю- чаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Моторика. Речь |
Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель). Специальный эксперимент (педагог-психолог). Беседы с ребенком, родителями. Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Изучение письменных работ (учитель). Специальный эксперимент (учитель-логопед) |
Направления работы |
Содержание работы |
Виды работы/ специалисты |
Социально-педагогическое |
Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания. Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отношение к оценке, похвале или порицанию учителя, воспитателя |
Посещение семьи ребенка (учитель, социальный педагог). Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика (учитель). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель) |
Эмоционально-волевая сфера |
Преобладание настроения ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения. Роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Уровень притязаний и самооценка |
Беседа с родителями и учи- телями-предметниками. Специальный эксперимент (учитель, педагог-психолог). Анкета для родителей и учителей. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности |
Коррекционный модуль
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ЗПР, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на ПМПк, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей. Для детей выстраивается коррекционная работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы. Обучение ведется по системе учебников «Школа России» из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253. Учебники разработаны с учетом психологических и возрастных особенностей учеников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения. Система заданий предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех.
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности ежедневно;
поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, педагогом-психо- логом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ЗПР при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении;
составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося вместе с пе- дагогом-психологом и учителями-предметниками, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
формирование микроклимата в классе, чтобы каждый учащийся с ЗПР чувствовал себя комфортно;
ведение документации, например, коррекционная папка;
организация внеурочной деятельности.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо:
обучение детей выявлению характерных, существенных признаков предметов; развитие умений сравнивать, сопоставлять;
побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия
Осуществляет педагог, педагог-психолог, учитель-логопед. Цель занятий - коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Задачи, решаемые на коррекционных занятиях: создание условий для развития сохранных функций, формирование положительной мотивации к обучению, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы, формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности, развитие коммуникативных навыков. Занятия строятся с учетом принципов:
системности (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач;
единства диагностики и коррекции. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррек- ционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития;
деятельностности. Определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка;
учета индивидуальных особенностей личности. Позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития;
динамичности восприятия. Заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей;
продуктивной обработки информации. Заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
учета эмоциональной окрашенности материала. Предполагает, что игры, задания и упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, стимулируют положительные эмоции.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления специалистами индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно учащегося соответствующего класса, а учителя. На долю каждого учащегося приходится в неделю 20 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах, укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний, чрезмерной возбудимости или заторможенности, во время уроков. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работает воспитатель, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.
Учет индивидуальных занятий осуществляется в классном или дополнительном журнале так же, как по любому учебному предмету. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ЗПР проектируется программа коррекционной работы на следующий год обучения. Принципы построения занятий:
Частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с ЗПР очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие.
Повторяемость программного материала. Детям с ЗПР требуется значительно большее количество повторений, чем их сверстникам. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка.
Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка. Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с ЗПР, в связи с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-прак- тической деятельности,
Перечень, содержание и план реализации коррекционных мероприятий в рамках психологического сопровождения
Диагностический модуль включает мероприятия:
индивидуальную психолого-педагогическую диагностику уровня готовности обучающихся с ЗПР к обучению на уровне начального общего образования: беседа, наблюдение, диагностические пробы, анализ сведений медицинской карты по выявлению мотивационно-личностной готовности (отношение к школе, уровень сформированности позиции ученика, учебно-познавательной мотивации); интеллектуальной готовности (произвольной памяти и внимания, вербально-логического и невербального мышления, особенностей речевого развития); развития эмоционально-волевой и поведенческой сферы (индивидуально-типологические особенности темперамента, характера, волевых процессов, поведения и общения); анатомо-физиологической готовности (наличие хронических заболеваний и функциональных нарушений, уровень нервно-психического развития, группа здоровья, физкультурная группа);
групповую и индивидуальную комплексную психодиагностику адаптации к обучению на уровне начального общего образования с учетом наблюдения классных руководителей, учителя-логопеда; беседы с родителями о ребенке, групповой диагностической социометрической методики в классах, где обучается ребенок с ЗПР; диагностической методики «Шкала тревожности»;
индивидуальную диагностику динамики и результативности коррекционной работы с обучающимся с ЗПР с учетом динамического наблюдения, диагностических проб на самостоятельное выполнение заданий по выявлению динамики развития произвольности внимания и памяти, вербально-логического и невербального мышления, графо-моторных навыков и координации движений, иагляд- но-действенного мышления и конструктивной деятельности, речевого развития, сформированности универсальных учебных действий, эмоционально-волевых процессов и коммуникативно-поведенческой сферы;
индивидуальную диагностику готовности к переходу на следующий уровень образования с учетом диагностических проб и заданий по выявлению уровня развития произвольности внимания и памяти, различных видов и операций мышления; уровня сформированности эмоционально-волевой и личностной сферы, особенностей коммуникативной и поведенческой сферы, уровня развития учебно-познавательной мотивации, склонностей, интересов, возможностей для рекомендаций по составлению индивидуального учебного плана на следующем уровне образования, уровня тревожности.
Консультационный модуль включает мероприятия:
индивидуальные консультации для родителей учащихся с ЗПР (по запросу);
совместное консультирование с другими специалистами в рамках работы ПМПк (по плану и по мере необходимости, но не реже одного раза на протяжении учебного года);
индивидуальное консультирование классных руководителей (по запросу об особенностях индивидуальной работы и общения с детьми, имеющими ЗПР, консультации по итогам проводимых диагностических исследований и динамике развития обучающихся в ходе коррекционной работы).
Психологическое просвещение и профилактика включают мероприятия:
выступления на родительских собраниях в классах, где обучаются дети с ЗПР (подгруп- повое консультирование родителей по динамике развития и обучения детей с ЗПР);
выступления на плановых заседаниях ПМПк;
выступления на заседаниях методических объединений учителей и педагогических советах школы по актуальным проблемам образования обучающихся с ЗПР.
Экспертно-методическая деятельность включает мероприятия:
выявление индивидуальной динамики развития познавательной и эмоциональ- но-личностной сферы обучающихся с ЗПР на основе проводимой диагностики;
корректировка планирования коррекционной работы с учащимися на основе проведенного анализа;
выработка рекомендаций для классных руководителей по специфике работы с обучающимися;
участие в заседаниях ПМПк по проблемам работы с обучающимися, имеющими ЗПР, разработка раздела коррекционной работы в рамках АООП.
План реализации коррекционных мероприятий
Направление работы |
Мероприятие |
Форма проведения |
Сроки и регулярность проведения |
Диагностика |
Диагностика уровня готовности учеников к обучению на начальном уровне общего образования |
Индивидуальная |
Сентябрь — октябрь в 1-х классах, ежегодно |
|
Комплексная диагностика уровня адаптации учеников к обучению на начальном уровне общего образования |
Групповая и (или) индивидуальная |
Октябрь — ноябрь в 1-х классах |
|
Диагностика динамики и результативности коррекционной работы педагога-психо- лога с обучающимся |
Индивидуальная |
В течение учебного года, ежегодно или по необходимости |
|
Диагностика готовности учеников к переходу на следующий уровень общего образования (при необходимости) |
Индивидуальная |
В течение учебного года в 4-х классах |
Коррекционная работа |
Коррекционные занятия с обучающимися |
Индивидуальная и (или) групповая |
В течение учебного года в 1—4-х классах, периодичность занятий — в соответствии с рекомендациями ПМПк |
Консультирование |
Консультации для родителей и классных руководителей |
Индивидуальная |
В течение учебного года по запросу, по ежегодному плану и по необходимости |
|
Консультация учеников совместно с другими специалистами |
Индивидуальная |
По плану и по необходимости, но не реже одного раза на протяжении учебного года |
Психологическое просвещение |
Выступление на родительских собраниях |
Групповая |
По плану работы педагога- психолога, ежегодно |
и профилактика |
Выступление на заседаниях ПМПк |
Групповая |
Согласно ежегодному плану работы ПМПк |
Направление работы |
Мероприятие |
Форма проведения |
Сроки и регулярность проведения |
|
Выступление на заседании профессиональных объединений учителей и педагогических советах |
Групповая |
По плану работы педагога-психолога, ежегодно |
Экспертно-мето- дическая деятельность |
Выявление, анализ динамики развития обучающихся, корректировка планирования коррекционной работы, выработка рекомендаций для классных руководителей, разработка раздела коррекционной работы в рамках АООП |
Индивидуальная |
По необходимости и в течение учебного года, ежегодно |
Перечень, содержание и план реализации коррекционных мероприятий в рамках педагогического сопровождения
Осуществляет классный руководитель, учителя-предметники обучающегося и учитель-логопед, при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК, в виде:
наблюдения динамики освоения ребенком учебной деятельности: динамический анализ эффективности учебной деятельности обучающегося с ЗПР на основе наблюдений на уроках и по итогам срезов, самостоятельных и контрольных работ;
оказания индивидуально ориентированной коррекционной помощи: коррекци- онная помощь учителей, направленная на преодоление выявленных затруднений в учебной деятельности;
экспертно-методической деятельности: участие в заседаниях ПМПк школы, в разработке и реализации АООП (в случае необходимости), в выборе методов и средств обучения и коррекционной помощи.
консультационной работы (совместные консультации со специалистами ПМПк и родителями при разработке и в ходе реализации АООП и обучения.
План реализации коррекционных мероприятий классным руководителем и учителями-предметниками
Мероприятие |
Форма проведения |
Сроки и регулярность проведения |
Наблюдение динамики освоения ребенком учебной деятельности |
Индивидуальная или групповая |
Регулярно в учебном году по четвертям или модулям |
Мероприятие |
Форма проведения |
Сроки и регулярность проведения |
Оказание индивидуально ориентированной коррекционной помощи |
Индивидуальная и (или) в подгруппах по 2—4 ученика |
Регулярно в учебном году, в часы индивидуальных консультаций, а также согласно АООП |
Экспертно-методическая деятельность |
Индивидуальное участие в заседаниях ПМПк, выбор методов и средств обучения |
На заседаниях ПМПк согласно графику, не менее одного раза в учебный год |
Консультационная работа |
Индивидуальная консультация со специалистами ПМПк и родителями |
В течение учебного года, количество и периодичность консультаций по необходимости |
Педагогическое сопровождение учителя-логопеда ведется по необходимости при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК. Диагностика уровня речевого развития обучающегося:
первичная, по прибытии в школу, индивидуальная беседа по выявлению особенностей звукопроизношения, активного словарного запаса, грамматического строя речи, сформированности лексической системы речи, словообразования, состояния письма и чтения, оценка уровня развития коммуникативной стороны речи;
динамическая, в ходе коррекционной работы, диктанты, сочинения для диагностики явлений дисграфии и оценки коммуникативной стороны речи, беседа, пересказ, составление рассказа по плану или иллюстрациям.
Индивидуальная или групповая коррекционная логопедическая работа: коррекция и развитие различных параметров речи (работа над правильным звукопроизноше- нием, наращиванием и уточнением активного словарного запаса, формированием правильного грамматического строя речи, формированием лексической системы речи, словообразования, коммуникативной стороны речи), коррекция навыков письма и чтения (дисграфии, дислексии). Учитывая особенности речевого развития детей (общее недоразвитие речи, обусловленное задержкой психического развития) могут быть организованы занятия по развитию речи и развитию навыков коммуникации. К онсультир ование:
индивидуальные консультации родителей обучающихся с речевыми нарушениями;
консультирование совместно с другими специалистами в рамках работы ПМПк;
индивидуальное консультирование классных руководителей и учителей-предметников об особенностях индивидуальной работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения; консультации по итогам проводимых диагностических
исследований и динамике развития обучающихся в ходе коррекционной логопедической работы.
Логопедическое просвещение и профилактика:
выступления на педагогических советах по вопросам развития речи обучающихся с ЗПР и проблемам коррекционной работы с ними;
выступления на плановых заседаниях ПМПк.
Экспертно-методическая деятельность:
выявление индивидуальной динамики речевого развития обучающихся с ЗПР на основе проводимой диагностики;
анализ и обобщение динамики речевого развития и обучения детей с ЗПР;
корректировка планирования коррекционной логопедической работы с обучающимися на основе проведенного анализа, составление раздела логопедической коррекционной помощи в АООП;
выработка рекомендаций для классных руководителей и учителей-предметни- ков по специфике работы с обучающимися с ЗПР.
План реализации коррекционных мероприятий учителем-логопедом
Направление работы |
Мероприятие |
Форма проведения |
Сроки и регулярность проведения |
Диагностика |
Первичная |
Индивидуальная |
При поступлении ученика в школу |
Динамическая |
Индивидуальная |
В течение учебного года, не менее одного раза в год |
|
Коррекционная логопедическая работа |
Логопедические занятия |
Индивидуальная и (или) групповая |
В течение учебного года, периодичность занятий в соответствии с рекомендациями ПМПк |
Консультирование |
Консультации родителей и педагогов |
Индивидуальная |
В течение учебного года по запросу и по необходимости |
Логопедическое просвещение и профилактика |
Выступления на педагогических советах |
Групповая |
В течение учебного года |
Выступления заседаниях ПМПк |
Групповая |
Согласно ежегодному плану работы ПМПк |
Направление работы |
Мероприятие |
Форма проведения |
Сроки и регулярность проведения |
Экспертно- методическая деятельность |
Выявление, анализ динамики речевого развития детей, корректировка планирования коррекционной логопедической работы, разработка раздела логопедической коррекции в АООП |
Индивидуальная |
По необходимости в течение учебного года, ежегодно |
Перечень, содержание и план реализации коррекционных занятий в рамках медицинского сопровождения
Медицинское сопровождение может осуществлять медицинский работник, работающий по договору с детской городской поликлиникой, а также внешние специалисты, у которых наблюдается обучающийся. Оно включает:
обследование состояния здоровья обучающегося для ПМПк (анализ данных медицинской карты, при необходимости направление запроса в поликлинику, если недостаточно данных медицинской карты), оформление медицинского представления для ПМПк, изучение рекомендаций индивидуальной программы реабилитации (ИПР), в случае наличия инвалидности и при предоставлении ИПР родителями (законными представителями) для ознакомления работникам школы;
анализ состояния здоровья обучающегося и реализацию рекомендаций по итогам ежегодной диспансеризации и ИПР (изучение итогового заключения педиатра после диспансеризации и рекомендаций специалистов, доведение рекомендаций до сведения родителей, классного руководителя и других работников школы, реализация рекомендаций согласно ИПР);
динамическое наблюдение у внешних специалистов (наблюдение у врача-невропа- толога, детского психоневролога и (или) других специалистов по необходимости).
План реализации коррекционных мероприятий медицинского работника
Мероприятие |
Форма проведения |
Сроки и регулярность проведения |
Обследование состояния здоровья обучающегося для ПМПк |
Индивидуальная |
При поступлении обучающегося в школу, затем в период обучения по необходимости, но не реже одного раза в учебном году |
Мероприятие |
Форма проведения |
Сроки и регулярность проведения |
Анализ состояния здоровья обучающегося и реализация рекомендаций по итогам ежегодной диспансеризации и ИПР (в случае наличия) |
Индивидуальная |
Согласно графику диспансеризации и (или) ежегодного освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы |
Динамическое наблюдение у внешних специалистов |
Индивидуальная |
Определяет внешний врач-специа- лист |
Перечень, содержание и план реализации коррекционных занятий в рамках социального сопровождения
Социальное сопровождение осуществляет социальный педагог школы, при необходимости педагог дополнительного образования как школы, так и других организаций.
Оно включает:
диагностику социального статуса семьи обучающегося (анкетирование родителей (законных представителей) и (или) индивидуальную беседу по выявлению социального статуса семьи, в которой воспитывается обучающийся);
составление списка детей, нуждающихся в социальном сопровождении (выявление по результатам диагностики социально незащищенных семей, семей группы риска, где родители злоупотребляют психоактивными веществами, воспитывают по типу гипоопеки и др.);
беседы и консультации для родителей, в том числе консультирование совместно с другими специалистами в рамках работы ПМПк, разъяснение и уточнение родителям их прав и обязанностей по отношению к детям и школе, помощь в оформлении льгот, обсуждение с обучающимися их интересов и склонностей в сфере дополнительного образования;
взаимодействие с внутренними и внешними структурами, педагогическими и социальными работниками в интересах обучающегося (педагогическое сопровождение дополнительного образования обучающегося с ЗПР в рамках коррекционной работы, а также совместная работа с Советом школы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних ОМВД, работниками комиссий по делам несовершеннолетних и др.).
План реализации коррекционных мероприятий в рамках социального сопровождения
Мероприятие |
Форма проведения |
Сроки и регулярность проведения |
Диагностика социального статуса семьи ребенка |
Групповая или индивидуальная |
При поступлении в школу, уточнение изменений ежегодно |
Мероприятие |
Форма проведения |
Сроки и регулярность проведения |
Составление списка детей, нуждающихся в социальном сопровождении |
Индивидуальная |
Ежегодно в сентябре |
Беседы и консультации для родителей, детей |
Индивидуально по запросу и необходимости, на ПМПк |
В учебном году по запросу, по ежегодному плану и по необходимости |
Взаимодействие с внутренними и внешними структурами в интересах ребенка |
Индивидуальная |
В течение обучения по необходимости |
Планируемые результаты освоения Программы коррекционной работы
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся в умении:
различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
обратиться к учителю при затруднениях в учебной деятельности, сформулировать запрос о специальной помощи;
использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю (понимаю или не понимаю);
написать при необходимости СМС-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся в:
расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел;
расширении и обогащении опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели;
умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т. д.;
умении получать и уточнять информацию от собеседника, в освоении культурных форм выражения своих чувств.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся в:
расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы (двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.);
расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребенка;
умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и школе;
умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся в:
знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье, с учителями и учениками в школе, со знакомыми и незнакомыми людьми;
освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.);
освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Результаты коррекционной работы в рамках АООП должны отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.