После распада СССР разрушилась вся стройная система воспитания, идеологии, труда, моральной ответственности, под воздействием пришедших извне и абсолютно не адаптированных к нашей культуре западных ценностей проявилось такое явление, как девиантное поведение детей и подростков, наносящее огромный ущерб как человеку, так и обществу. Поэтому профилактика девиантного поведения подростков и детей является задачей первостепенной важности для государства.
Термин «девиантное поведение»
Окончательное формирование и становление характера индивидуума происходит в подростковом возрасте. Внешне этот процесс оформляется в том или ином поведении ребенка. Замеченные отклонения в поведении ребенка от социальных норм могут указывать на искажение процесса становления характера вследствие воздействия различных факторов. И тут появляется термин «трудный подросток» или вводится понятие девиантного поведения.
________________________________________
Девиантное поведение подростков – неадекватное, «неправильное» поведение в социальных отношениях, не соответствующее правилам и нормам, принятым в обществе.
________________________________________
В подростковом возрасте дети чрезвычайно восприимчивы к мнению друзей, фильмам, рекламным роликам и т. п. Эта особенность ведет к усугублению ситуации еще больше, если подросток живет в условиях неблагополучной семьи, в так называемых условиях «повышенного риска»:
- семья с одним родителем;
- хронически конфликтная семья - у родителей отсутствует взаимоподдержка, часты непонимание и конфликтные ситуации в семье;
- асоциальная семья – члены семьи находятся в конфликте с законом, ведут ненормальный с точки зрения норм общества и права образ жизни;
- формальная семья – отношения не выстроены на долгосрочную перспективу, не налажена система общих семейных целей, родители живут вместе только из некоторых меркантильных интересов;
- семья алкоголиков или наркоманов – один или все члены семьи постоянно употребляют психоактивные вещества;
- безучастная семья – семья, в которой не организованы условия для гармоничного развития личности;
- семья с душевнобольными родственниками.
Причины девиантного поведения
Причины, порождающие различные отклонения в поведении, могут быть самыми разнообразными.
Приведем важнейшие причины девиантного поведения подростков:
- изобилие поступающей отовсюду «плохой» информации. То есть, фильмы, где основной сюжет построен на агрессии, насилии, асоциальном поведении героев; Интернет, где есть возможность почерпнуть множество информации, не предназначенной для детей и подростков; семья и сверстники, которые могут научить приемам и мотивации противоправных поступков и др.;
- причины социального характера и недостаточности государственной поддержки – невозможность найти работу, нехватка средств на продолжение образования, отсутствие полезного досуга и т. п.;
- жизнь в неблагополучной семье;
- физические и психические аномалии в развитии подростка;
- влияние друзей и окружения;
- применение психоактивных веществ;
- генетические и наследственные аномалии;
-неспособность производить разрядку психического напряжения социально положительными путями.
Повторяющиеся проявления девиантного поведения подростков вызывают закрепление подобного рода поступков, и они становятся привычкой. А после закрепления остается только тонкая грань, отделяющая девиантное поведение от преступного. Именно поэтому профилактика и своевременная коррекция «плохого» поведения очень важна в плане снижения уровня преступности, заболеваемости, случаев суицида и употребления психоактивных веществ.
Профилактика девиаций
Профилактика девиантного поведения подростков в настоящее время должна стать государственно важным и социально образующим делом. Профилактика отклоняющегося поведения должна быть стройной системой, задействовавшей все институты общества: государственный, правовой, экономический, медико-санитарный, педагогический и самый важный – институт семьи. Все профилактические меры должны быть комплексными, последовательными, дифференцированными и своевременными.
Своевременно должны быть реализованы следующие этапы:
- этап ранней профилактики,
- этап непосредственной профилактики,
- этап профилактики предпреступного поведения.
Основные задачи профилактики девиантного поведения подростков
Оздоровление среды, в которой находится несовершеннолетний, оказание помощи подросткам в неблагоприятных условиях.
Предотвращение вступления на преступный путь или обеспечение исправления несовершеннолетних с высоким уровнем социальной дезадаптации.
Обеспечение исправления подростков, неоднократно совершавших правонарушения.
Способы коррекции девиантного поведения подростков
Коррекция девиантного поведения подростков предусматривает применение системы запретов и наказаний и просвещение в области отрицательных последствий асоциального поведения. В случае ухудшения поведения подростка вступают в силу другие виды коррекции: педагогическая, психофармакологическая, психотерапевтическая и психологическая коррекция.
Также существует групповая и индивидуальная коррекция. Эти виды коррекции имеют своей целью влиять на осознание несовершеннолетним индивидуальных особенностей своей личности и характера, своеобразных и аморальных проявлений в поведении, в социальных отношениях и уяснение причин, вызывающих асоциальное поведение.
Подводя итог, следует сказать, что в условиях регресса института семьи, снижения важности моральных норм и нравственных ценностей, постоянно возрастает уровень преступности, безнадзорности и сиротства. Поэтому растет необходимость объединения усилий семьи, учреждений образования, медицинских центров и других социальных учреждений для профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.