Летом у меня с родителями была удивительная поездка. Мы побывали в Греции. Греция очаровала меня уютом, красотой, оригинальной архитектурой. Мы посетили город Афины и остров Крит. Экскурсии по Афинам – словно путешествие через века. Каждый шаг – новая эпоха, новые события, новая история. Перед нами руины храма Зевса - Олимпийского, древнейшие здания Афинского университета и национальной библиотеки, беломраморный Панафинейский стадион – место проведения первых олимпийских игр 1896 года. Жемчужина Афин – древний Акрополь, с его великолепным храмом богини Ники, Парфеноном и амфитеатром. Крит - огромный остров редкой красоты, с высокими горами, напоминающими неприступные крепости, с сочно-зелёными и мягкими равнинами, с бескрайними белоснежными пляжами.
Я ходила по улицам Греции и чувствовала себя спокойной и комфортно. Мне хотелось многое увидеть и узнать. Путешествуя по Греции, я вспоминала древнегреческие мифы. Иногда казалось, что где-то я увижу живого Геракла или колесницу с Зевсом. Мифы древней Греции, которые я читала и изучала, делали мою поездку очень интересной и чуточку таинственной.
Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.
Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры.
В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Началось это, согласно летописи, с прибытия в Киев посольства волжских булгар, «веры бохмиче», т.е. мусульман, которое будто бы предложило князю стать почитателем Мухаммеда. В ответ на соблазны со стороны мусульман узаконить многоженство Владимир, узнав, что их вера запрещает есть свинину и пить вино, заявил: «Руси есть веселие пить, не можем без того жити!»
Затем в летописи приведен знаменитый рассказ об испытании вер Владимиром. Он, разумеется, дошел до нас в обрамлении разного рода легенд, но, возможно, имеет рациональное зерно. Последнее состоит прежде всего в том, что киевский князь действительно задумался над необходимостью принять какую-то монотеистическую религию, по своей сути укреплявшую власть единого государства. Это было тем более необходимо, что такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь государства.
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям — хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси и т.д.
Литейный театр
В 1908 году прошли первые слухи о том, что В. А. Казанский строит на Литейном проспекте театр, где будет работать кинематограф, а также предполагается постановка одноактных пьес. Он первый открыл в России театр одноактных пьес. Театр на Литейном был третьим театром антрепренера (после “Невского фарса” и “Модерна” в Ново-Васильевском), который Казанский намеревался держать в сезоне 1908 – 1909 гг. “Невский фарс” начал сезон 9 сентября 1908 года. Ново-Васильевский — в конце декабря. Лишь о “Литейном“ долго не было никаких известий. И только в начале 1909 года появилось первое сообщение: “4 января В. А. Казанский открыл свой, счетом третий, театр. В “Фарсе” предприимчивый антрепренер угождает потребностям смеха. В театре “Модерн” он развлекает публику последним словом электрофотографической техники. В “Литейном“ будет пугать”. Последняя фраза — не рецензентская шутка, а констатация факта. В рекламных объявлениях публику уведомляли о серьезности постановок и лицам со слабыми нервами смотреть спектакли не рекомендовалось. Ужасов на самом деле театр готовил сверх всякой меры: все особой тяжести убийства, гильотинирование, всаживание ножа в грудь, обливание лица соляной кислотой.