Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшейстепени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся.
Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками.
Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению и закреплению знаний и умений по химии. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняется форма и признаки обычной игры, но изменяется цель - получение удовольствия, характерное для обычной игры, на дидактическую - прочное усвоение знаний, развитие и воспитание школьников. Но дидактическая цель здесь выступает в скрытой форме. Например, перед участниками игры ставится задача - "доехать" до станции "Менделеевка" или быстрее всех определить сходные прямоугольники со знаками химических элементов и т.д., в процессе выполнения поставленной задачи в игровой форме происходит достижение основной дидактической цели, ради которой и проводилась эта игра.
Ученики активно, непроизвольно вовлекаются в игровую деятельность, "совершая путешествия", соревнуясь между собой, преодолевая одну "преграду" за другой, но при этом они повторяют, обобщают и закрепляют основные понятия химической науки. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, учебный материал усваивается уже легче и с успехом, так как здесь включается главный фактор обучения – активность учащихся и решение многих вопросов по изучаемой теме в этот момент становится для них актуальным.
Дидактическая игра при целенаправленном и систематическом ее применении способна оказывать влияние на эффективность обучения химии. Это связано с тем, что в игровой деятельности учащимся предоставляется больше возможности для проявления самостоятельности и активности в выполнении поставленных учебных задач, основанных на желании и стремлении самого ученика. Обучение здесь строится не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как собственное открытие, при этом учебная деятельность школьника приобретает самостоятельный и естественный характер, что влияет на конечные результаты учебного процесса.
Совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания.
Дидактические задачи применения игровых технологий: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Материалы, позволяющие создать игровые ситуации на уроке и разрядить атмосферу во время изучения сложной темы Вы найдете в высыпающемся меню.