Глава 1. География в современном мире
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Используя хотя бы один из рекомендуемых (или других) литературных источников, выявите мнения ученых о значении географии для общественной практики. Сравните эти взгляды с конкретным вкладом географов в научное исследование и решение актуальных проблем вашего региона.
Задание 2. Проанализируйте рисунок 1 учебника и дополните список естественно-географических, общественно-географических и общегеографических дисциплин.
Задание 3. Используя различные источники информации и краеведческий материал, приведите примеры глобальных и региональных экологических проблем.
Задание 4. Проанализируйте, какие идеи Э. Реклю, Л. И. Мечникова и Г. В. Плеханова вам кажутся актуальными для современного понимания роли географической среды.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем выражаются уникальные черты географии как фундаментальной науки?
2. Каково значение интегративной роли географии в развитии человеческого знания и общественной практики?
3. В чем заключаются главные отличия и черты сходства географической оболочки и географической среды?
4. Что означает выражение «специализация не по наукам, а по проблемам»? Какие актуальные географические проблемы, по вашему мнению, особенно нуждаются в междисциплинарных исследованиях? Почему?
Глава 2. Формирование научной географической картины мира
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. На основе изучения материалов данной темы ответьте на вопрос: «Почему географию называют древней и в то же время вечно молодой наукой?»
Задание 2. Выявите важнейшие географические идеи древнего мира, которые, пройдя многие столетия, получили научное подтверждение и вошли в учебники как непреложные истины.
Задание 3. Используя различные источники информации, приведите 3 – 4 примера выдающихся путешествий (научных экспедиций), которые привели к географическим открытиям глобального (мирового) масштаба. Оцените значение этих открытий.
Задание 4. Определите, какие, по вашему мнению, компоненты биологической, физической и геологической научных картин мира входят в географическую картину мира в качестве обязательных составных частей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каково значение эпохи Великих географических открытий в географическом познании поверхности Земли и в истории человечества в целом?
2. В чем заключаются новые задачи географических исследований, обусловленные современной научно-технической революцией?
3. В чем состоит главное содержание основных этапов в истории становления и развития географической науки?
4. В чем заключаются новые задачи географических исследований, обусловленные современной научно-технической революцией?
Глава 3. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Сравните различные подходы к классификации географии как сложной системы наук, например, системный – Э. Б. Алаева и предметно-географический – В. С. Жекулина. Какой из них представляется вам более предпочтительным?
Задание 2. Согласны ли вы с мнением ученых, которые определяют географию как науку «синтезирующую», «синтетическую», «интегрально-синтетическую»? Объясните свое согласие или несогласие с этими взглядами.
Задание 3. Составьте сводную таблицу системы географических наук по блокам естественных, общественных, природно-общественных и сквозных. Дайте их краткую характеристику.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем заключаются причины ускорения дифференциации географии с XIX века?
2. Что означал глубокий разрыв возникший между физической и экономической отечественной географией?
3. В чем заключаются трудности определения места географии в системе наук? Чем они обусловлены?
4. Какова роль страноведения и политической географии на современном этапе развития России?
Глава 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Выявите, какие элементы (характерные черты) географической культуры имеют значение для формирования духовной культуры гражданина цивилизованного общества. Чем «грозит» отсутствие или слабое развитие у современного взрослого человека географической культуры?
Задание 2. Определите главные отличия профессионального географического мышления в области одной из более близких вам фундаментальных наук (биологии, экологии, геоэкологии и др.).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Чем различаются понятия географической и экологической культуры?
2. Почему для решения большинства современных глобальных проблем необходимы географические знания?
3. В чем заключаются специфические особенности географического мышления?
4. Какие подходы составляют основу географического мышления?
Глава 5. МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Используя литературные источники выявите мнения ученых о значении современных и традиционных методов.
Задание 2. Используя методы географического описания и сравнительно-географический попробуйте выполнить комплексное географическое описание вашего региона.
Задание 3. Покажите на примерах из личного опыта как вы использовали методы наблюдений и методы обобщений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каково значение научного факта в развитии географического знания?
2. Чем различается эмпирический и теоретический уровни научного знания?
3. Каковы сущность и значение сравнительно-географического (сравнительно-пространственного) метода исследования?
4. В чем выражаются уникальные черты методов географии?
5. В чем заключается значение описательного метода?
Глава 6. ЯЗЫК ГЕОГРАФИИ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Сравните язык географии с языком математики, физики, химии, биологии, истории. Проанализируйте, в чем заключается их сходство и различие.
Задание 2. Приведите примеры придания словам разговорного языка строгого значения научного географического термина.
Задание 3. На основе ранжирования географических понятий, предложенного В. П. Максаковским, составьте 3-4 «цепочки» понятий – от первого до пятого ранга (типа «гидросфера – речная система – главная река – приток – пойма»).
Задание 4. По материалам местных изданий составьте словарь географических названий (топонимов) вашего края с объяснением (по возможности) их значения.
Задание 5. Используя карты географических атласов составьте характеристику средств картографического отображения различных явлений природы, населения и хозяйства.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем заключается отличие буквального значения и смыслового содержания научных географических терминов?
2. В чем заключается смысл выражения «карта – второй язык географии»?
3. Почему картографический образ обладает высокой информационной емкостью?
4. Каковы компоненты и характерные черты профессионального языка географа?
5. Какие основные искусственные языки применяются в современной географии? В чем заключаются их особенности и преимущества перед вербальным языком?
6. В чем заключается своеобразие и значение языка карты в географической науке? Какими средствами создается картографический образ?
Глава 7. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ГЕОГРАФИИ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. На примере одного из изученных вами литературных источников по географии или научно-популярных книг попробуйте выяснить, как проявляются географические знания трех уровней – эмпирического, теоретического и методологического. Выпишите конкретные примеры этих видов знания и определите взаимоотношения между ними.
Задание 2. Составьте собственный словарь из 10–15 важнейших географических понятий (по вашему выбору) и раскройте их содержание.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Чем различаются эмпирические, теоретические и методологические знания и как они взаимодействуют?
2. Что такое научный закон и почему он рассматривается как начало теоретического знания?
3. Какую роль в научном познания играет гипотеза? Как и почему гипотезы «превращаются» в теории?
4. Как развивались идеи географического детерминизма, и какова его роль в решении проблемы взаимоотношений (взаимодействия) природы и человеческого общества?
5. Каковы особенности энвайронментализма и поссибилизма как разновидностей географического детерминизма?
Глава 8. УЧЕНИЯ, КОНЦЕПЦИИ И ПРОБЛЕМЫ В ГЕОГРАФИИ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Используя собственные знания и дополнительную литературу, составьте перечень 3–4 ресурсопроизводящих и 3–4 ресурсопотребляющих отраслей, а также примеров деятельности, относящихся к рациональному и нерациональному природопользованию. Выясните, как проявляются эти виды деятельности в вашем регионе, вашей местности.
Задание 3. Подготовьте краткий реферат (сообщение), характеризующий географическое положение вашего региона, исходя из того, что географическое положение – это сложная система понятий. Определите, как изменилось географическое положение данного объекта в течение XX века и какие его потенциальные возможности еще не используются в полной мере.
Задание 6. Используя краеведческую географическую и экологическую литературу, периодические издания, узнайте, действует ли система мониторинга окружающей среды в вашем регионе (республике, области и т. д.) и, если действует, каково ее научно-практическое значение.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Почему эволюционное учение имело и имеет большое значение для развития географической науки?
2. Какова роль географии в становлении общенаучного учения о природопользовании?
3. Какова сущность понятия «географическое положение»? Почему оно является ключевым для всей системы географических наук?
4. Какова структура географического положения как многокомпонентной системы?
5. Каковы содержание категории «географическая оболочка», ее специфические черты и закономерности развития?
6. Какова сущность учения о фациях и его значение в географических исследованиях?
7. Каковы особенности и научно-практическое значение геоинформатики?
8. Каковы предпосылки и возможности практического применения геоинформационного картографирования?
9. Почему концепция ГТС имеет важное практическое значение?
10. В чем заключается задача создания комплексного географо-экологического мониторинга?
11. Какова роль концепции территориальных рекреационных систем в правильной территориальной организации индустрии отдыха?
Глава 9. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО МИРА: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Выясните, как соотносятся пространственная дифференциация природной среды земного шара и расселение человечества. Bсe ли благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности людей части земной поверхности заселены в равной степени? Чем объясняется заселение районов с экстремальными природными условиями?
Задание 2. Выясните, всегда ли большая экономическая мощь (величина валового внутреннего продукта) страны соответствует высокому (или близкому к нему) уровню социально-экономического развития, благосостояния населения.
Задание 3. Определите, ослабевали или возрастали различия между богатыми и бедными странами, между наиболее обеспеченными и самыми бедными слоями мирового населения во второй половине XX века. Неизбежен ли этот процесс? Будет ли он продолжаться в XXI веке?
Задание 4. Определите положение Российской Федерации в "многослойной" картине современного мира.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Правильно ли утверждение: "Единство и целостность мира в его многообразии"? Становится ли человечество более "единообразным"?
2. Всегда ли экономической мощи страны и высокому уровню жизни ее населения соответствуют большая площадь и численность населения?
3. В чем заключается этногеографическое и религиозное разнообразие человечества?
Глава 10. ПРИРОДНО - РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЛАНЕТЫ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Приведите примеры 3–4 экономически развитых и развивающихся стран, обладающих значительным потенциалом природных ресурсов. Выясните, как используются эти ресурсы, как они повлияли на экономическое развитие этих стран.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чём заключаются основные различия между возобновимыми и невозобновимыми природными ресурсами? Могут ли возобновимые ресурсы становиться "невозобновимыми"?
2. Почему природно-ресурсный потенциал рассматривается как историческая категория?
3. Как исторически менялась сущность взаимодействия общества и природы?
4. Как различаются природные ресурсы по характеру их использования в отраслях хозяйства?
5. В чём состоит содержание процесса управления природно-ресурсным потенциалом?
6. Какие крупные регионы мира обладают наиболее широким набором и большими объёмами основных природных ресурсов?
Глава 11. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ РЕГИОНЫ МИРА
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. На основе анализа таблицы 7 определите количественные характеристики исторических ритмов развития мировых цивилизаций и объясните различия в длительности каждой из них.
Задание 2. Проанализируйте данные таблицы 8 и сделайте выводы об изменении удельного веса основных цивилизаций в населении мира в ХХ веке и возможных изменениях в первой четверти ХХI века.
Задание 3. К XV веку наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизаций Китая, индии и Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Как это могло случиться?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чём заключается содержание понятия "цивилизация"?
2. Как исторические и природные условия повлияли на становление локальных цивилизаций?
3. Почему западноевропейская цивилизация получила широкое распространение в других регионах мира?
Глава 12. КОМПЛЕКСНОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ: СИНТЕЗ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Представьте в виде краткого изложения географический "образ" одной из следующих стран: Китай, Индия, Бразилия, Финляндия, Швейцария, Египет.
Задание 2. Используя материалы данной главы и литературные источники, составьте страноведческую характеристику вашего региона.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чём выражаются основные отличия комплексного страноведения от отраслевого, проблемного страноведения – от традиционного?
2. Каково интегративное значение страноведения в решении проблем оптимизации территориальной организации жизни общества?
3. В чём заключаются основные функции страноведения?
4. Какова роль комплексного страноведения в решении проблем оптимизации территориальной организации жизни общества?
5. Каково значение географического краеведения в овладении основами географического знания? В чем заключаются взаимосвязи комплексного страноведения и географического краеведения?
Глава 13. ЧЕЛОВЕК В ОРГАНИЗОВАННОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. На основе материалов данной главы и литературных источников проанализируйте составные части территориальной организации общества на примере региона – субъекта Российской Федерации, в котором вы живёте. Попробуйте дать свою оценку степени рациональности территориально-общественного комплекса, сложившегося в этом регионе.
Задание 2. Что бы вы могли предложить, если бы вам поручили разработать Генеральную схему расселения на территории Российской Федерации? Какие, по вашему мнению, необходимо принять срочные меры по улучшению расселения в Европейской части и в восточных районах нашей страны?
Задание 3. На примере одного из отсталых (слаборазвитых) регионов России покажите, каким образом, используя территориальные ресурсы этого региона, можно ускоренно преодолеть его отставание от более развитых регионов страны.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКРОНТРОЛЯ
1. Каково в наше время значение территории как основы производства и жизнедеятельности людей?
2. Каковы главные составляющие территориальной организации общества как сложного, многопланового образования?
3. Что необходимо учитывать при комплексной оценке территориальных ресурсов?
4. Каковы основные формы расселения населения, характерные для современной России?
Глава 14. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – СОЗИДАТЕЛЬ НООСФЕРЫ (концепция устойчивого развития)
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Основываясь на изучении идей В. И. Вернадского, определите, соответствует ли они реальному развитию человечества и биосферы.
Задание 2. Сопоставьте содержание (программы) "Повестки дня на ХХI век" с основными принципами, изложенными в "Хартии Земли" 2000 года, и выявите важнейшие общие положения. Какие из них, по вашему мнению, должны быть первостепенными, приоритетными в стратегии развития человечества в первые столетия третьего тысячелетия?
Задание 3. Выявите главные различия возможностей реализации концепции устойчивого развития в развитых странах Запада и в основной массе развивающихся стран. Выясните сущность понятия "экологический колониализм".
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чём выражается неизбежность и сущность ноосферы, как это представлял В. И. Вернадский?
2. Каково значение разумной деятельности по преобразованию природы Земли для создания основ устойчивого развития человечества?
3. В чём заключаются главные условия, необходимые для становления и существования ноосферы?
4. Какое отражение нашли эти условия в важнейших международных документах конца ХХ века, посвящённых концепции устойчивого развития человечества?
5. Какова сущность стратегии ограниченного развития?
Глава 15. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: НОВЫЙ ЭТАП ГЕОГРАФИИ МИРА
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Задание 1. Выявите конкретные факты и события, подтверждающие происходящий в современном мире процесс экономической глобализации.
Задание 2. Какие направления и противоречия глобализации в наибольшей мере повлияли на раскол в социально-экономическом развитии международного сообщества.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чём заключается необходимость глобального географического мышления в познании и преобразовании современного мира?
2. Почему "глобализация" рассматривается как очень сложный и противоречивый процесс?
3. Каковы действия центростремительных и центробежных тенденций в развитии современного человечества в целом и мирового хозяйства, в частности?
4. Почему многие развивающиеся страны (особенно наименее развитые) не могут пользоваться благами, которые несёт процесс глобализации?
5. Каковы трудности и проблемы современной России в решении задач, поставленных глобализацией мирового развития?
Тема «Мир современной географии»
В чем выражаются уникальные черты географии как фундаментальной науки?
Каково значение интегративной роли географии в развитии человеческого знания и общественной практики?
В чем заключаются главные отличия и черты сходства географической оболочки и географической среды?
Что означает выражение «специализация не по наукам, а по проблемам»? Какие актуальные географические проблемы, по вашему мнению, особенно нуждаются в междисциплинарных исследованиях? Почему?
Каково значение эпохи Великих географических открытий в географическом познании поверхности Земли и в истории человечества в целом?
В чем заключаются новые задачи географических исследований, обусловленные современной научно-технической революцией?
В чем состоит главное содержание основных этапов в истории становления и развития географической науки?
В чем заключаются новые задачи географических исследований, обусловленные современной научно-технической революцией?
В чем заключаются трудности определения места географии в системе наук? Чем они обусловлены?
Чем различаются понятия географической и экологической культуры?
Почему для решения большинства современных глобальных проблем необходимы географические знания?
В чем заключаются специфические особенности географического мышления?
Какие подходы составляют основу географического мышления?
В чем заключается смысл выражения «карта – второй язык географии»?
Почему картографический образ обладает высокой информационной емкостью?
Каковы компоненты и характерные черты профессионального языка географа?
Какие основные искусственные языки применяются в современной географии? В чем заключаются их особенности и преимущества перед вербальным языком?
В чем заключается своеобразие и значение языка карты в географической науке? Какими средствами создается картографический образ?
Почему эволюционное учение имело и имеет большое значение для развития географической науки?
Какова роль географии в становлении общенаучного учения о природопользовании?
Какова сущность понятия «географическое положение»? Почему оно является ключевым для всей системы географических наук?
Какова структура географического положения как многокомпонентной системы?
Каковы содержание категории «географическая оболочка», ее специфические черты и закономерности развития?
Каковы особенности и научно-практическое значение геоинформатики?
Каковы предпосылки и возможности практического применения геоинформационного картографирования?
В чем заключается задача создания комплексного географо-экологического мониторинга?
Тема «Основы физической географии»
В чем заключаются отличия учений о географической оболочке и ландшафте?
Каковы 4 элемента физико-географической картины природы?
Почему центральной проблемой физической географии становится проблема устойчивости ландшафтов?
Как взаимодействуют в географической оболочке разные агрегатные состояния вещества?
Что такое компоненты ландшафта и чем они отличаются от геосфер?
В чем проявляется целостность ландшафтов?
Какие ритмические явления имеются в географической оболочке?
Какие основные газы атмосферы вы знаете?
Какие переменные компоненты есть в составе атмосферы и их значение в жизни земной поверхности?
Каково ярусное строение атмосферы?
Что такое общая циркуляция атмосферы, и каковы ее основные факторы?
Что такое ''тепловая машина Шулейкина'' и как она "работает" в атмосфере?
Каков химический состав темной коры? Что такое редкие и типоморфные элементы?
Каков состав земной коры по горным породам?
Какие типы земной коры выделяются?
Какие тектонические структуры выделяются?
Какова система вертикального круговорота вещества литосферы?
Что такое выветривание горных пород?
Каковы основные факторы денудации?
Каковы физические свойства вод Мирового океана?
Каков состав гидросферы суши?
На какие виды делятся природные льды?
На какие виды делятся подземные воды?
Что такое атмосферное звено круговорота воды?
Что такое материковое звено круговорота воды?
В чем заключается географическое значение океанических течений?
Как повлияла биота на другие внешние геосферы?
Как образуются биокосные тела биосферы?
Каковы элементы большого круговорота биосферы?
Каковы биогеохимические круговороты основных элементов?
Из каких элементов состоит биологический баланс?
В чем проявляется пространственная динамика организмов?
Каковы основные характеристики ядра и мантии Земли? Как они образовались?
Какие существуют модели фигуры Земли?
Каково основное следствие орбитального движения Земли?
Назовите даты характерных точек орбиты Земли.
К образованию каких характерных линий приводит наклон оси вращении Земли к плоскости орбиты?
Отчего образуется явление прилива-отлива?
В чем заключается планетарное значение приливов-отливов?
Каковы характеристики и значение магнитосферы?
К чему приводит сила Кориолиса?
Как влияет на жизнь геосфер суточное вращение Земли?
Что было бы, если бы ось вращения Земли была перпендикулярна к плоскости орбиты? Если бы наклон осп равнялся 45°?
Что было бы, если бы Земля была постоянно обращена к Солнцу одной стороной?
Что было бы на Земле без Луны?
Вопросы и задания для самостоятельной работы и текущего контроля знаний
Используя литературные источники, выявите мнения ученых о значении географии для экологии и природопользования. Сравните эти взгляды с конкретным вкладом географов в научное исследование и решение актуальных проблем экологии и природопользования вашего региона.
В чем заключаются главные отличия и черты сходства географической оболочки и географической среды?
Каково значение интегративной роли географии в развитии человеческого знания и общественной практики?
В чем заключаются новые задачи географических исследований, обусловленные современной научно-технической революцией?
Какова роль географии на современном этапе развития экологии и природопользования в России?
Выполните анализ определений понятий «географическая картина мира», «географическое открытие», «географический кругозор».
Сравните язык географии с языком математики, физики, химии, биологии, истории. Проанализируйте, в чем заключается их сходство и различие.
Составьте сводную таблицу системы географических наук по блокам естественных, общественных, природно-общественных и сквозных. Дайте их краткую характеристику.
Чем различаются понятия географической и экологической культуры?
В чем заключаются главные отличия и черты сходства географии и экологии?
Какие подходы составляют основу географического мышления?
Каковы сущность и значение сравнительно-географического (сравнительно-пространственного) метода исследования?
В чем заключается своеобразие и значение языка карты в географической науке? Какими средствами создается картографический образ?
Используя карты географических атласов, составьте характеристику средств картографического отображения различных явлений природы, населения и хозяйства.
Какова роль географии в становлении общенаучного учения о природопользовании?
Определите черты сходства и различия географической среды и географической оболочки.
Как развивались идеи географического детерминизма, и какова его роль в решении проблемы взаимоотношений (взаимодействия) природы и человеческого общества? Каковы особенности энвайронментализма и поссибилизма как разновидностей географического детерминизма?
В чем заключается задача создания комплексного географо-экологического мониторинга?
Каковы сущность и назначение географических информационных систем (ГИС)?
Почему ойкумена, обжитая часть земной поверхности, «сужается»? Можно ли помешать этому процессу?
В чём заключаются основные различия между возобновимыми и невозобновимыми природными ресурсами?
Как исторически менялась сущность взаимодействия общества и природы?
В чём состоит содержание процесса управления природно-ресурсным потенциалом?
Какие крупные регионы мира обладают наиболее широким набором и большими объёмами основных природных ресурсов?
Дайте определение понятий "мировая цивилизация", "локальная цивилизация", "культура", "ноосфера".
Каково в наше время значение территории как основы производства и жизнедеятельности людей?
Назовите 4–5 ареалов (районов) России, характеризующихся экологическим оптимумом.
Дайте определение понятий "территориальная организация", "экономическое пространство", "устойчивость ландшафта", "проблемный район", "региональная проблема".
Охарактеризуйте различия в обеспеченности (общей и удельной, на душу населения) земельными ресурсами стран мира. Определите, оказывает ли влияние потенциал земельных ресурсов на экономическое развитие стран мира и благосостояние их граждан. Обоснуйте вашу точку зрения и приведите соответствующие примеры.
Выясните, в каких странах мира вода является фактором, объективно ограничивающим развитие производительных сил. Какие из крупных экономических районов России и субъектов Федерации относятся к числу наименее обеспеченных водными ресурсами?
К XV веку наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизаций Китая, Индии и Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Как это могло случиться?
Выясните, в чём заключаются главные различия между цивилизациями Запада и Востока; определите, по каким направлениям должно осуществляться их взаимообогащение.
Проанализируйте все основные составные части территориальной организации общества на примере региона – субъекта Российской Федерации, в котором вы живёте.
Перечислите преимущества и недостатки проживания: в деловой части большого города, в пригороде или в "спальном" районе города, в маленьком городке в сельской местности, в сельском населённом пункте. Где бы вы предпочли жить? Где бы вы, возможно, не стали жить? Почему?
Оцените характер использования земель и планирование землепользования в вашей местности (в районе большого города, в сельской местности и т.д.).
В чём выражается неизбежность и сущность ноосферы, как это представлял В. И. Вернадский?
Основываясь на изучении идей В. И. Вернадского, определите, соответствует ли они реальному развитию человечества и биосферы. Решите для себя, возможно ли в принципе преобразование биосферы в ноосферу (по В. И. Вернадскому).
Сопоставьте содержание (программы) "Повестки дня на ХХI век" с основными принципами, изложенными в "Хартии Земли" 2000 года, и выявите важнейшие общие положения. Какие из них, по вашему мнению, должны быть первостепенными, приоритетными в стратегии развития человечества в первые столетия третьего тысячелетия?
Выявите главные различия возможностей реализации концепции устойчивого развития в развитых странах Запада и в основной массе развивающихся стран. Выясните сущность понятия "экологический колониализм".
В чём заключается необходимость глобального географического мышления в познании и преобразовании современного мира?
Почему "глобализация" рассматривается как очень сложный и противоречивый процесс?
Какое (какие) из направлений деятельности географа вы считаете наиболее важным для экологии и природопользования?
В чём выражаются главные отличия профессионального взгляда географа на окружающий мир?