Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Коучинг - форма наставничества в работе с одаренными детьми

 

В условиях базисного учебного плана и государственного образовательного стандарта, соответствующих им стандартизированных учебных планов, типовых программ и заданий учащийся оказывается поставленным в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться на ситуативном уровне: задача, которую ему необходимо выполнить, ставится извне, типовой способ достижения цели задан, ограничены возможности для изменения, результат образовательной деятельности соотносится с эталоном и оценивается по стандартной шкале. Но одарённые дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции. Поиск путей развития одарённых детей – сложное, но очень важное дело, в котором делаются только первые шаги. Есть два подхода к проблеме выявления и развития одарённости детей: если первый предполагает работу с «элитой», то другой исходит из представлений о резервах одарённости, заложенных практически в каждом ребёнке.

Два года я преподавала русский язык и литературу в гуманитарном классе. Два года я верила, что у моих учеников есть всё необходимое, чтобы достичь поставленных целей, делая ставку на грани их личности: «моя уникальность», «мои ресурсы», «мой развивающийся потенциал».

Добиться высоких результатов мне помогла система индивидуального наставничества, или коучинг. Слово «коуч» закрепилось в английском языке в 16 веке и означало «карету», «повозку». Термин «коучинг» активно используется в спорте, экономике, психологии, а последние тридцать лет и в образовании. Коучинг – это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников  образовательного процесса с целью получения максимально возможного эффективного результата. Главное достоинство коучинга – это уважение к личности ученика, вера в него, которые помогают добиться результатов.

Технологии коучинга позволяют учителю выявить и вывести на поверхность способности детей мыслить, творить, интегрировать свою энергию. Подобные формы и методы актуальны сейчас в русле происходящей смены образовательной парадигмы от традиционной концепции к гуманистической. Сегодня надо ориентироваться на идёю создания условий для развития личности, её самоопределения, на идею демократизации образования, отказавшись от авторитарной педагогики. Интересен взгляд на технологии коучинга, изложенный в статье «Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции» А.Вербицкого и О.Ларионовой. Авторы анализируют как наиболее продуктивный подход к человеку как к субъекту, инициирующему и организующему собственный процесс саморазвития. Используя коучинг, учащиеся достигают  своих целей наиболее эффективным путём, а задача современного учителя мотивировать на результативность. Поскольку на сегодняшний день уровень мотивации школьников достаточно низкий, учитель должен дать тот побудительный импульс, который позволит вовлечь ребёнка в какой-либо творческий процесс, в научную деятельность.

За два года мы выстроили свой модельный ряд поведения от коуч – последователь через коуч – подмастерье до творческого союза (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, общая ответственность за результат). Была выведена формула эффективного коучинга: потенциал +информативное поле + индивидуальный маршрут + ситуация успеха –  внутренние (неуверенность, комплексы) и внешние (давление со стороны учителя, неверие окружающих) вмешательства.

Учитель – коуч не давит на ученика, а провоцирует к поиску решений, старается понять, что мешает в достижении целей, активно слушает. Ученик в заданных условиях исследует ситуацию и своё отношение к ней, внешние и внутренние препятствия, возможности для их преодоления, выбирает конкретные варианты и составляет план действий.

Насколько эффективным оказался коучинг говорят следующие цифры:

9  класс:

11 побед в районных, региональных олимпиадах;

12 дипломов победителей творческих конкурсов;

3 диплома участников научно-практических конференций.

Итоги двух лет обучения:

36 побед в олимпиадах:

Муниципальные, региональные олимпиады. Всероссийские олимпиады: «Поколение 21 века», турнир им. Ломоносова, «Познание и творчество» (Обнинск), олимпиады РГТЭУ.

67 дипломов победителей творческих конкурсов:

Региональные: «Рукописная книга», военно-исторические чтения «Салют, Победа!», журналистский конкурс «Твой шанс», смотр-конкурс «Подворья казачьей станицы», конкурс виртуальных фотоальбомов «Летопись моей семьи», областная акция «О чем говорит фотография», конкурс «Святыни Оренбургской области».

Всероссийские: конкурс творческих работ им. А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «Живые голоса истории», портал журналистов «Живое слово», «Святые заступники Руси», конкурс творческих работ «Идеи Д.С.Лихачева и современность», конкурс сочинений «Белая ворона», литературный конкурс «Волшебная строка – 2011»; конкурсы сайта minobr.org

Международные: литературный конкурс «Лицо России»,  «Исламский портал» - конкурс сочинений «Моя махалля, моя мечеть», конкурс малой прозы «Белая скрижаль».

31 диплом призёров  научно-практических конференций:

Региональные: «Интеллектуалы 21 века», «Горизонты науки и образования», «Ассоциация  университетский учебный округ».

Всероссийские: «Человек и история. 20 век», «Идеи Д.С.Лихачева и современность», турнир им. Д.И.Менделеева.

Итак, коучинг развивает творческую инициативу, мотивирует развитие интеллекта, определяет социальный интерес личности.

Пухальская Лариса Владимировна

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru